Седельный тягач МАЗ-6430 — настоящий труженик. Этот бескапотный грузовик, вдохновленный моделями MAN, выпускается с 1997 года и по сей день остается востребованным и актуальным. Десятки успешных модификаций, улучшение эргономики и комфортабельности, простое техническое обслуживание и выдающиеся грузоподъемность и выносливость делают тягачи семейства МАЗ-6430 настолько популярными. О технических характеристиках, двигателях, коробках передач, ходовой и кабине расскажем далее в статье.
Содержание
История создания и производство
МАЗ-6430 — один из самых популярных седельных тягачей белорусского производства. Его сборка на Минском автозаводе началась в 1997 году. Формально тягач называется «МАЗ-МАН», поскольку производство велось не полностью на белорусских мощностях, а на совместном предприятии, созданном с автопроизводителем MAN.
Седельный тягач МАЗ-6430 является наследником легендарного МАЗ-6422, который выпускался на протяжении тридцати лет. Но у преемника много черт, позаимствованных и у немецких тягачей, в частности, MAN и «Мерседес-Бенц». Совместное белорусско-немецкое производство позволило создать тягач европейского уровня по гораздо более доступной цене. Если сравнивать с европейскими «одноклассниками», то разница в стоимости достигала 30 %.
Современные модели седельных тягачей МАЗ 6430 имеют много общего с новинками от MAN. В частности, можно отметить визуальное сходство грузовиков. На данный момент выпускается версия образца 2008 года. Именно тогда был последний рестайлинг мазовского тягача 6430-й модели. С 2011 года к названиям комплектаций добавляется индекс «Простор».
Где используется седельный тягач
Седельный тягач МАЗ 6430 используется для перевозки разнообразных грузов по междугородним или международным маршрутам. Механизмы и электроника грузовика приспособлены к широким условиям эксплуатации, поэтому тягач комфортно чувствует себя и в жарких условиях, и при отрицательных температурах.
Тягач МАЗ-6430 может использоваться с разными прицепами. В зависимости от этого грузовик нашел применение в различных отраслях:
- промышленном секторе;
- сельском хозяйстве;
- строительстве;
- логистике.
Трехосные седельные тягачи МАЗ-6430 отлично зарекомендовали себя в эксплуатации в сельской местности: они без труда могут проехать по проселочным дорогам. Максимально эффективно использовать машину для грузоперевозок на межобластных и международных маршрутах.
Технические характеристики
Технические характеристики МАЗ 6430 значительно различаются в зависимости от поколения и модификации грузовиков. На седельные тягачи устанавливалась широкая гамма дизельных двигателей: ярославские движки ЯМЗ, моторы RENAULT и Mercedes, а также китайские Cummins. Последние, правда, не получили большого распространения и встречаются относительно редко. На начальные версии МАЗ 6430 ставились только ярославские двигатели ЯМЗ, соответствующие Euro-2. Позднее в ходе доработок и рестайлинга на Минском автозаводе перешли на двигатели, отвечающие стандартам Euro-3, Euro-4 и даже Euro-5.
Технические характеристики позволили МАЗ-6430 занять место в числе самых производительных, выносливых и нетребовательных седельных тягачей. На основе базовой версии выпускалось несколько модификаций тягачей, основные из них:
Три версии — МАЗ 643028, МАЗ 6430С9 и МАЗ 6430Е8 производятся по настоящий день.
Опционально некоторые модификации МАЗ 6430 оснащаются бортовой шиной CAN, через которую можно подключить самое разнообразное электронное оборудование. Это позволяет следить за техническими характеристиками и рабочими параметрами, например, давлением в шинах, расходом топлива, нагрузкой на ведущих осях, пробегом, наработкой моточасов, количеством пусков мотора и проведением ТО в режиме реального времени посредством электронного интерфейса.
Рассмотрим технические характеристики подробнее для разных модификаций.
МАЗ 6430А8
Седельный тягач МАЗ 6430 А8 с пневматической подвеской оснащается 400-сильным ЯМЗовским движком ЯМЗ-6581. Максимальная масса автопоезда — 52 тонны. Тягач имеет колесную формулу 6х4. В качестве трансмиссии предлагается механическая 16-ступенчатая коробка ZF 16S1650. Объем топливного бака на МАЗ 6430 А8, как и на остальных модификациях тягача, — 500 л. Грузовик может развивать скорость до 90 км/ч.
МАЗ 6430А9
Седельный тягач МАЗ 6430А9 оснащался двумя вариантами двигателей: французским RENAULT Trucks с турбонаддувом и ярославским ЯМЗ-651.10. Оба мотора работают на дизеле. В пару к ним устанавливалась механическая КПП с 16 скоростями. Грузовики этой модификации производились с рессорно-балансирной подвеской и пневматической подвеской и разными значениями сдвига седла. В зависимости от конфигурации тягача МАЗ 6430А9 снаряженная масса варьировалась в пределах 9,67-9,82 тонн, а предельная масса автопоезда составляла 52-65 тонн. Максимальная скорость седельного тягача МАЗ 6430-А9 составляет 100 км/ч, что позволяет ему успешно перевозить грузы даже на дальние дистанции.
Расход топлива при полной загрузке — 30-36 л/100 км в комбинированном цикле.
Комплектация МАЗ-6430А9 до сих пор собирается Минским автозаводом. Тягач имеет отличные технические характеристики и одно из лучших в классе соотношений грузоподъемности к собственной массе. Современное оснащение и комфортабельная кабина соответствуют европейским стандартам и ни в чем не уступают тем же SCANIA или MAN.
МАЗ 6430В7
Этот седельный тягач, как и предыдущая модификация, выпускался в двух вариантах сдвига седла и с рессорно-балансирной или пневматической подвеской. Снаряженная масса МАЗ 6430В7 — 9,67 – 9,72 тонны, что незначительно уступает МАЗ 6430А9. Проигрывает МАЗ 6430В7 и в плане мощности — тягачи укомплектовывались только движками ЯМЗ-6511.10, производительность которых была меньше, чем у агрегатов Рено. Это, впрочем, положительно сказалось на расходе топлива: он в смешанном цикле у МАЗ 6430 В7 составляет 28-34 л/100 км в зависимости от скорости движения. Максимальная масса автопоезда с этим седельным тягачом — 52 тонны.
МАЗ 6430В9
Эта модификация по техническим характеристикам, максимальной скорости движения и грузоподъемности аналогична МАЗ 6430А9. На МАЗ 6430 В9 устанавливается дизельный двигатель ЯМЗ-651.10 повышенной мощности: его производительность составляет 412 л.с. Силовой агрегат соответствует европейскому стандарту Euro-4. Расход топлива МАЗ 6430 В9 составляет в среднем 34 литра на 100 км в комбинированном цикле. На передней и задней осях установлена рессорная подвеска.
Эта модификация особенно ценится дальнобойщиками и городскими водителями за повышенный уровень шумоизоляции.
МАЗ 6430С9
На МАЗ 6430С9 устанавливается 420-сильный дизельный агрегат ЯМЗ-653.10, производительность которого выше, чем у других двигателей модельного ряда Ярославского моторного завода. Рабочий объем силовой установки составляет 12 л, крутящий момент — 1900 Н*м. Шестицилиндровый рядный двигатель имеет турбонаддув и разгоняет седельный тягач до 100 км/ч. Мотор соответствует экологическому стандарту Euro-5.
В составе автопоезда МАЗ 6430С9 способен перевозить до 65 тонн. Снаряженная масса тягача составляет 10,3 тонны.
Кабина седельного тягача МАЗ 6430 С9 оборудована тремя креслами — водительским и двумя пассажирскими. На приборной панели имеется небольшой откидной столик, за сидениями находятся два спальных места. В базовое оснащение МАЗ 6430 С9 входит кондиционер и отопитель салона.
МАЗ 6430Е8
Модификация МАЗ 6430Е8 выпускается по настоящий момент. Грузовик доступен в двух вариантах: с седельно-сцепным устройством высотой 1150 и 1250 мм. «Сердцем» тягача является производительный и оборотистый немецкий дизельный двигатель производства «Мерседес-Бенц». Турбированный 435-сильный мотор OM501LA V имеет шесть цилиндров и работает в паре с 12-ступенчатой МКПП. Масса в составе автопоезда достигает 52 тонн.
МАЗ 6430Е9
МАЗ 6430 Е9 оборудуются дизельными двигателями Mercedes OM501LA V, соответствующими стандарту Euro-5. Шестицилиндровая рядная силовая установка оснащена турбонаддувом и генерирует 435 л.с. Рабочий объем двигателя равен 12 л. В пару к мотору устанавливается 16-ступенчатая механическая КПП ZF 16S2520TO.
Подвеска у МАЗ 6430Е9 рессорного типа, дорожный просвет равен 42 см. Тягач способен разгоняться до скорости в 100 км/ч.
Кабина МАЗ 6430 Е9 трехместная, рассчитана на водителя и двоих пассажиров. Также в салоне оборудовано два полноценных спальных места.
МАЗ 643028
Еще одна модификация седельного тягача, производство которой ведется Минским автозаводом до сих пор. Более того, эта вариация грузовика стала самой продаваемой в классе по итогам 3-го квартала 2019 года. На МАЗ 643028 устанавливается дизельный мотор Weichai WP12/430E50. Эта силовая установка разработана совместно белорусскими и китайскими инженерами. Производительность мотора составляет 430 л.с., а крутящий момент достигает 2059 Н*м. Рабочий объем двигателя — 11,59 л.
Одной из отличительных особенностей этой версии является увеличенная кабина. Автомобили выпускаются в двух вариантах: со стандартной крышей (модели МАЗ 643028-8529-011 и МАЗ 643028-8529-012) и с высокой крышей (модели МАЗ 643028-520-011/012).
Двигатели
Запрещается запускать двигатель тягача при поднятой кабине. Если проводятся работы по техническому обслуживанию или ремонту силовой установки, для которых необходимо поднять кабину, надо убедиться, что трансмиссия переведена в нейтральное положение.
ЯМЗ-650
Базовая модификация тягача МАЗ-6430 оснащается четырехтактным дизельным мотором ЯМЗ-650 с шестью цилиндрами, расположенными в ряд. Двигатель отличается экономичностью и соответствует стандарту Euro-3. В конструкции мотора многие компоненты европейского производства, несмотря на то, что собирается движок в Ярославле. В частности, на ЯМЗ-650 устанавливается бошевский электронный блок EDC-7 и система подачи дизельного топлива Common Rail. В пару к этому силовому агрегату на МАЗ-6430 предлагается механическая трансмиссия ZF 16S221.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-650 на базовом МАЗ-6430 следующие:
- Рабочий объем — 11 литров.
- Мощность — 330 л.с.
- Предельный крутящий момент — 1900 Н*м.
ЯМЗ-651.10
На МАЗ 6430А9 и МАЗ 6430В9 устанавливались дизельные моторы ЯМЗ-651.10. Конструктивно этот двигатель во многом схож с базовым ЯМЗ-650 и отличается регулировками топливной аппаратуры. Шестицилиндровый четырехтактный мотор имеет рядное расположение цилиндров, его рабочий объем составляет 11,12 литра. Силовая установка имеет прямой впрыск топлива и оснащена турбонаддувом. У двигателя двойная система охлаждения: жидкостная и промежуточного воздушного охлаждения. Степень сжатия дизтоплива на ЯМЗ-651.10 — 16,4.
Мощность двигателя МАЗ 6430 А9 и МАЗ 6430 В9 составляет 412 л.с., максимальный крутящий момент — 1911 Н*м.
ЯМЗ-653
Двигатель ЯМЗ-653 устанавливается на тягачи МАЗ 6430Е9. В таком варианте грузовики выпускаются до сих пор. Мотор ЯМЗ-653 относится к 650-му семейству и имеет такую же архитектуру. У силовой установки шесть расположенных в один ряд цилиндров. Цикл четырехтактный. Двигатель турбированный и имеет прямую систему впрыска топлива. Охлаждение жидкостное и воздушное.
МАЗ 6430Е9 с двигателем ЯМЗ-653 соответствует европейскому стандарту Euro-5. Для снижения уровня выбросов установлен каталитический нейтрализатор. Двигатель генерирует 422 л.с., максимальный крутящий момент составляет 1900 об/минуту.
Mercedes OM457LA V
Тягачи МАЗ 6430Е8/Е9 получили мерседесовский мотор OM457LA V, генерирующий мощность 435 л.с. Этот дизельный двигатель, как и остальные движки для семейства МАЗ 6430, шестицилиндровый, четырехтактный, цилиндры имеют рядное расположение. Максимальная частота вращения — 1900 об/минуту.
Двигатель отличается прекрасной экономичностью — в такой конфигурации у МАЗ 6430 расход топлива один из самых низких. Это стало возможным благодаря технологии Mercedes Blue Tec и системе электронной подачи топлива. Рабочий объем агрегата — 11,97 л, степень сжатия дизеля — 18,5. Двигатель соответствует Euro-5 и оснащается каталитическим нейтрализатором отработанных газов.
Weichai WP12/430E50
МАЗ 643028 работает с дизельной силовой установкой Weichai WP12/430E50. Агрегат белорусско-китайского производства имеет мощность 430 л.с. и максимальный крутящий момент 2059 Н*м. Двигатель не так часто можно встретить на отечественной технике, хотя в Китае его устанавливают на многие грузовые автомобили, и он прекрасно справляется со своей задачей.
Техническое обслуживание двигателя
Для очистки подаваемого в силовую установку воздуха на МАЗ-6430 используется воздушный фильтр сухого типа – двухступенчатый, с бункером для сбора загрязнений и картонным фильтрующим элементом. При загорании сигнальной лампы необходимо промыть корпус воздушного фильтра с бункером и заменить картонный элемент.
За поддержание стабильной рабочей температуры двигателя отвечает система охлаждения. При заливке жидкости новой марки систему необходимо промывать, поскольку запрещается смешивание разных жидкостей. Проверка уровня жидкости производится визуально через горловину заливной трубы. Замер выполняется только при холодном двигателе.
Трансмиссия
На большинстве вариаций МАЗ-6430 используется немецкая коробка передач ZF 16S2520TO. Это механическая трансмиссия с шестнадцатью скоростями. Передачи переднего хода включаются при помощи синхронизаторов, а задняя включается зубчатой муфтой.
Ключевые элементы механической КПП МАЗ-6430 следующие:
- 4-ступенчатый редуктор;
- передний 2-ступенчатый делитель скоростей;
- планетарный демультипликатор.
Переключение демультипликатора выполняется синхронизатором посредством воздушного клапана. Двухступенчатый делитель состоит из синхронизатора и двух пар шестеренок. Управление делителем осуществляется при помощи пневматического механизма.
Замена масла в КПП на МАЗ-6430 производится каждые 90 тыс. км. Объем полной заливки масла составляет 0,015 м3. Максимальный интервал между сменой технической жидкости не должен быть более 120 тыс. км. При нерегулярной эксплуатации тягача менять масло необходимо не реже одного раза в год.
На тягаче МАЗ-6430Е8 в пару к мерседесовскому мотору устанавливается 12-ступенчатая механическая КПП. Она также производится компанией Mercedes, индекс трансмиссии — G330-12.
Сцепление однодисковое, сухое с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем включения.
Ходовая часть
На седельном тягаче МАЗ-6430 используется рессорная или пневмоподвеска с автоматизированным управлением. Благодаря этому полуприцеп легко можно перевести в рабочее транспортное положение после окончания погрузки. Функция автоматизации позволяет обойтись в этом процессе без участия оператора.
Пневмоподвеска установлена на ведущих мостах и имеет четыре баллона. Она оснащена комплексом электронных систем ECAS, включающим мониторинг нагрузки на ведущих мостах и контроль расхода топлива. Также в перечень оснащения входит системы антипробуксовки.
Для тягача МАЗ 6430 предлагается два варианта сцепных устройств: высотой 1250 и 1350 мм.
В задней части грузовика используется балансирная конструкция. Она может быть подвесной или многолистовой, рессорной. Некоторые модификации тягачей оснащаются также стабилизаторами поперечной устойчивости.
Передняя подвеска зависимая, она состоит из:
- двух полиэллиптических рессор;
- двух телескопических амортизаторов;
- стабилизатора поперечной устойчивости.
Задняя подвеска рессорно-балансирная с реактивными штангами или пневматическая с электронным управлением (она использовалась для тягачей с колесной формулой 6х4).
Средний мост на тягаче проходного типа. Он имеет двойную передачу, которая состоит из центрального конического редуктора и колесных передач. Средний мост МАЗ-6430 оснащается межколесным и межосевым дифференциалом с блокировкой.
Задний мост тягача имеет другую конструкцию – он оснащается двойной главной передачей, состоящей из центрального редуктора и колесных передач. Задний мост имеет межколесный дифференциал с блокировкой.
Блокировка межколесных дифференциалом среднего и заднего мостов производится одним выключателем. Она не зависит от включения блокировки межосевого дифференциала. При блокированном положении загорается контрольная лампочка.
Блокировка межколесного и межмостового дифференциалов тягача включается только при остановке. Допускается также блокирование дифференциалов при движении на скорости до 10 км/ч.
Запрещается включение блокировки при буксовании колес.
Нужно отметить, что ходовая МАЗ-6430 меняется в зависимости от серии и модификации. Подвеска, рессоры, амортизаторы подвергались модернизации при каждом рестайлинге тягача.
Рулевое управление
Рулевой механизм МАЗ-6430 оснащается интегрированным распределителем и усилителем руля, в качестве которого предлагается силовой гидравлический цилиндр. Система рулевого управления тягача отличается высокой чувствительностью и позволяет без особых усилий управлять грузовиком с прицепом, обеспечивая точное и уверенное маневрирование даже при максимальной загрузке.
Рулевую колонку водитель может отрегулировать по высоте расположения руля и наклону рулевого колеса. Для регулировки руля необходимо нажать на педаль, расположенную на кронштейне колонки. Фиксирование руля в удобном положении происходит автоматически при отпускании педали. Рулевой механизм оборудован травмобезопасным устройством.
Тормозная система
На МАЗ-6430 используется двухконтурная тормозная система с раздельным приводом тормозов для колес передней и задней осей. У тягача также реализован двухпроводной привод тормозов для полуприцепа. Основная тормозная система грузового автомобиля имеет ABS.
В качестве запасной тормозной системы используется любой из двух рабочих контуров основной тормозной системы или стояночный тормоз. Он имеет пневматическую систему выключения. Рабочие тормоза ведущих колес оснащены приводом от пружин энергоаккумуляторов.
Вспомогательный тормоз на МАЗ-6430 установлен в системе выпуска отработанных газов. Он имеет компрессионную конструкцию и управляется посредством пневматического привода.
Рукоятка крана управления стояночным и запасным тормозами находится справа от рулевой коробки, ниже приборной панели. Она фиксируется в 2-х крайних положениях:
- нижнее положение – включение стояночного тормоза;
- верхнее положение – выключение стояночного тормоза;
- промежуточное положение – включается запасной тормоз.
Кабина
Внешность МАЗ-6430 последнего поколения напоминает европейские седельные тягачи. Бескапотная кабина оснащена блок-фарами и составным бампером. Блок-фара представляет собой скомбинированный в едином корпусе ближний и дальний свет, указатель поворота и габаритные огни. Оптика имеет интегрированный корректор угла наклона ближнего света. Такое освещение не только делает экстерьер тягача МАЗ-6430 более современной, но и надежно защищено от внешних воздействий.
За откидным бампером находится инструментальный ящик.
Пропорции кабины МАЗ-6430 аэродинамичные, т.е. при ее разработке анализировалось распределение встречных воздушных потоков. Это позволило оптимизировать форму элементов кузова и снизить расход топлива. По периметру установлены многочисленные брызгозащитные шторки — они сделают комфортным езду рядом с седельным тягачом для других участников дорожного движения.
Приборная панель МАЗ-6430 отличается информативностью. Она ориентирована на водителя в форме полукруга и содержит многочисленные датчики и приборы, показывающие текущее состояние ключевых систем тягача. На приборной панели, в частности, расположен цифровой дисплей, отображающий данные бортового компьютера.
За приборной панелью расположен компактный откидной столик. Для комфорта во время перекусов предусмотрен встроенный холодильник и даже имеется небольшая газовая плита.
В районе лобового стекла у МАЗ-6430 находится верхняя полка. На ней расположен тахограф, соединенный с приборным щитком. Из других полезных опций в кабине тягача имеется 12-вольтовая розетка и преобразователь напряжения. Стекла оснащены электрическими подъемниками.
Большой дверной проем — еще одна отличительная черта кабины тягача МАЗ-6430. Благодаря этому садиться и выходить гораздо удобнее. Надежная конструкция ступеней и поручней — тоже несомненный плюс.
Кресло водителя на МАЗ-6430 имеет несколько степеней, чтобы его можно было отрегулировать и установить в оптимальном положении для конкретного человека. Например, регулируются высота сиденья, высота подушки, наклон спинки, вылет кресла и подлокотник. Сидение имеет выступы по бокам, обеспечивая отличную боковую поддержку. В качестве опционального оборудования предлагается дополнительный воздушный отопитель салона. При правильной настройке водительского кресла достигается отличная обзорность: большая площадь остекления, тонкие рамы, зеркала заднего вида с электрической регулировкой положения и зеркало обзора погрузочной рампы дают возможность обозревать дорогу спереди и прекрасно видеть пространство по бокам автомобиля. Благодаря этому у МАЗ 6430 практически отсутствуют мертвые зоны.
Для пассажира предлагается такое же кресло, как и у водителя. Его также можно настроить под себя вне зависимости от роста или комплекции.
Большой руль диаметром 46 см удобно ложится в руку. Управлять тягачом будет приятно и комфортно, даже длительное время находясь в пути. Рулевую колонку МАЗ-6430 можно отрегулировать по трем направлениям: высоте, вылету и углу наклона.
В кабине МАЗ-6430 взрослый человек может встать в полный рост или отдохнуть на специально оборудованном спальном месте. Стоит отметить, что МАЗ-6430 намного превосходит предыдущие мазовские модели по уровню шумоизоляции — она не уступает европейским грузовикам. Поэтому для отдыха или разминки теперь не нужно выходить из кабины.
В целом, по комфортабельности и продуманности кабина МАЗ-6430 не уступает иностранным аналогам. Это действительно функциональный седельный тягач, идеально приспособленный для длительных переездов. В отделке кабины использовались практичные материалы, которые стойки к механическим повреждениям и легко очищаются от загрязнений. В салоне предусмотрено большое количество ящиков, ниш и отсеков для личных вещей, путевых листов, документов и т.д.
Ранее мы писали о двигателях, КПП и технических характеристиках МАЗ-500.