Среднетоннажный грузовик МАЗ-5336 уверенно входит в пятерку самых удачных грузовых автомобилей, когда-либо выпускавшихся Минским автомобильным заводом. Двухосное шасси с колесной формулой 4х2 имеет максимальную грузоподъемность 10 900 кг. Компактный и маневренный грузовик уверенно чувствует себя в городе и используется для грузоперевозок — бортовой МАЗ-5336 часто можно встретить на улицах городов и сегодня. Также автомобиль успешно используется с различным оборудованием и надстройками, в частности, с автокраном, вышкой, крюком. Широкое распространение шасси получило и для междугородних перевозок, а также в составе автопоезда.
Содержание
- История создания
- Отличие МАЗ-5336 от МАЗ-5335
- Особенности
- Технические характеристики
- Двигатели
- Переключение передач
- Ходовая часть
- Тормозная система
- Рулевое управление
- Кабина
- Модификации
История создания
Шасси и бортовой МАЗ-5336 разрабатывались на базе «старичка» МАЗ-5335, который находился на конвейере с 1977 года. Первые несколько лет оба грузовых автомобиля выпускались параллельно, но, начиная с 1990 года, выпуск МАЗ-5335 был остановлен, и остались только его продвинутые версии — семейство МАЗ-5336.
Нужно отметить, что работа по созданию МАЗ-5336 была масштабная. Взяв за базу 5335-й, инженеры переработали практически все системы грузовика: передние оси, задний мост, раму, рулевое управление, тормозную систему, а также обновили дизайн и предложили новое техническое оснащение.
Отличие МАЗ-5336 от МАЗ-5335
От своего предшественника МАЗ-5336 отличается весьма существенно. Если говорить о ключевых различиях, то это:
- линейка более производительных и экономичных моторов;
- увеличенная грузоподъемность;
- более мягкая и пружинистая подвеска;
- просторная кабина;
- улучшенная шумо- и виброизоляция;
- гидропривод для откидывания кабины;
- соответствие международному стандарту T.I.R.
В целом можно отметить, что на момент выпуска МАЗ-5336 грузовик отличался современным и достаточно технологичным оснащением. По эксплуатационным характеристикам он не уступал ни отечественным, ни зарубежным «одноклассникам». При этом в пользу белорусского грузовика были низкая цена и доступность запчастей.
Особенности
Грузовик МАЗ-5336 длиной 8,6 м и грузоподъемностью 9,8 т относится к классу среднетоннажных автомобилей. В составе автопоезда он может транспортировать до 40 тонн.
Кузов представляет собой металлическую платформу длиной 6,1 м и шириной 2,42 м. Полезная площадь грузовой платформы составляет 14,76 м2, ее пол выложен деревянными досками. У бортового МАЗ-5336 борты открываются со всех сторон: сзади и по бокам. Их высота равна 70 см.
В базовой модификации бортовой МАЗ-5336 не имеет тента. Он идет в качестве дополнительной опции. Помимо штатного бортового кузова, возможна установка разнообразного оборудования, включая автокраны, эвакуаторы, автовышки, рефрижераторы, изотермические фургоны и т.д.
Кабина МАЗ-5336 гораздо больше и просторнее, если сравнивать с автомобилями, выпускавшимися Минским автозаводом ранее. Также именно на МАЗ-5336 впервые появился гидравлический привод для откидывания кабины.
В салоне установлено настраиваемое по высоте, вылету и наклону водительское сидение. В качестве опции предлагаются два спальных места. Рулевое управление также регулируется в нескольких направлениях.
Электрическое оборудование на МАЗ-5336 24-вольтовое. За подачу электропитания отвечают две последовательно установленные батареи 6-СТ182 ЭМ. Также запитываются устройства от генератора переменного тока с интегрированным выпрямителем.
Для МАЗ-5336 предлагается линейка производительных дизельных двигателей — ЯМЗ и Дойц. Всего представлены 8 различных модификаций моторов, мощность которых варьируется в диапазоне 240-330 л.с.
Трансмиссия механическая, восьмискоростная ЯМЗ-2381 — с четырьмя ступенями и удваивающим число скоростей демультипликатором. Помимо нее, в пару к немецким двигателям устанавливалась КПП ZF 9S 75 — также механическая, но имеющая 9 скоростей.
Выпускающиеся сегодня бортовые тягачи соответствуют стандарту Euro-4. Грузовики с двигателями предыдущих поколений в настоящее время сняты с выпуска, но активно используются для выполнения самых разнообразных задач там, где требования к выбросам не такие высокие.
Технические характеристики
Размеры МАЗ-5336
Грузовик относится к среднетоннажникам, его грузоподъемность составляет 9 800 кг. При снаряженной массе в 8 200 кг полная масса автомобиля достигает 18 000 кг. Если МАЗ-5336 двигается в составе автопоезда, допускается загрузка с учетом массы автомобиля и платформы в 40 000 кг.
Размеры МАЗ-5336 следующие:
- длина (для шасси в базовом исполнении) — 8 600 мм;
- ширина — 2 570 мм;
- высота (учитывается наивысшая точка кабины, без борта) — 3 160 мм;
- клиренс — 230 мм.
Расход топлива
Расход топлива МАЗ-5336 зависит от установленного мотора: грузовики оснащались большой линейкой двигателей от 240 до 300 л.с. В среднем в комбинированном цикле на 100 км автомобиль потребляет 21 л дизеля. Усредненный расход топлива для МАЗ-5336 в составе автопоезда составляет 36,5 л/100 км.
Динамические показатели
Пиковая скорость движения МАЗ-5336 составляет 115 км/ч. В составе автопоезда грузовик может развивать скорость до 100 км/ч.
Габаритный радиус разворота составляет 9,1, а по наружному колесу — 8,4 м. Длина тормозного пути при исходной скорости движения в 60 км/ч равна 36,7 м.
Двигатели
Технические характеристики двигателей ЯМЗ-238 на МАЗ-5336
Двигатели на МАЗ-5336 ставились почти сплошь ярославской сборки — можно встретить грузовики с десятком разных движков семейства ЯМЗ-238. Также автомобили агрегатировались 245-сильным немецким мотором Deutz, но такие модификации не получили широкого распространения. Но какой бы ни была версия шасси, все двигатели работают на солярке.
Несмотря на то, что на грузовик МАЗ-5336 устанавливалось несколько вариаций двигателей ЯМЗ-238, все они относятся к одному семейству. Это дизельные восьмицилиндровые моторы V-образной компоновки. Угол развала составляет 90 градусов, относительно вертикали — 135 градусов. Что касается размеров двигателей, они также одинаковы для всей серии:
- длина — 130 мм;
- ширина — 140 мм.
Объем рабочей камеры составляет чуть менее 15 л, камеры сгорания — 1,86 л. В линейке двигателей МАЗ-5336 ЯМЗ-238 имеются как атмосферники, так и турбированные силовые установки. Степень сжатия дизтоплива — 16,5.
Двигатели семейства ЯМЗ-238 отличаются повышенным качеством деталей. При разработке моторов этой серии были улучшены:
- коленвал;
- блок цилиндров;
- поршневая группа.
Цилиндро-поршневая группа крепится к чугунному шатуну со вставкой из бронзы. Поршень ЦПГ отлит из силумина. Стальной маховик может быть в 2-х вариантах:
- широкий (под двухдисковое сцепление);
- узкий (под однодисковое сцепление).
Топливо на двигателях ЯМЗ-238 подается посредством механической плунжерной системы. Моторы оборудованы водяным охлаждением и комбинированной системой смазывания маслом (под давлением и распылением).
Чтобы двигатели на МАЗ-5336 соответствовали требованиям Euro-1, на моторы установили жидкостно-масляный теплообменник, а также использовали более мощный водяной насос. Цилиндро-поршневая группа получила более эффективную систему отведения тепла. Турбированные двигатели МАЗ-5336 имеют дополнительный охладитель наддувочного воздуха. Также в рамках доведения ЯМЗ-238 до Euro-1 была разработана принципиально иная подающая топливо система.
Для достижения показателей Euro-2 двигатели ЯМЗ-238 также получили ряд доработок. В частности, на движки стали устанавливать более производительный топливный насос.
Модификации двигателей ЯМЗ-238 на разных моделях МАЗ-5336
Рассмотрим более детально технические характеристики и модификации двигателей ЯМЗ-238, которыми агрегатировались грузовые автомобили семейства МАЗ-5336.
Модель двигателя | Мощность | На каких МАЗ-5336 устанавливался | Дополнительная информация |
ЯМЗ-238Б | 300 л.с. | МАЗ-53362 | |
ЯМЗ-238ДЕ | 330 л.с. | МАЗ-53361/53363 | |
ЯМЗ-М2 | 240 л.с. | МАЗ-53366 | Нетурбированный атмосферник |
ЯМЗ-238ДЕ2 | 330 л.с. | МАЗ-5336А3/5336А5 | |
ЯМЗ-6582.10Е3 | 330 л.с. | МАЗ-5336А3/5336А5 | Euro-3 |
ЯМЗ-2381 | 330 л.с. | МАЗ-5336А3/5336А5 | Обновленная КПП |
ЯМЗ-6562 | 250 л.с. | МАЗ-5336А3/5336А5 нового поколения | Euro-3 |
Двигатель Deutz BF 6M1013 FC
На грузовые шасси МАЗ-533632 устанавливались немецкие «Дойцы», а точнее двигатели Deutz BF 6M1013 FC мощностью 245 л.с. Дизельные силовые установки отличались экономичностью и низким уровнем выбросов и соответствовали экологическому стандарту Euro-3. В паре к этим двигателям устанавливались механические КПП ZF 9S 75 с девятью передачами.
Переключение передач
Коробка переключения передач на МАЗ-5336 с двигателями семейства ЯМЗ-238 также ярославской сборки — ЯМЗ-2381. Это механическая КПП, имеющая четыре ступени. Чтобы увеличить количество скоростей, на трансмиссию установлен демультипликатор. Таким образом, МКПП имеет 8 скоростей. 7 передач оборудованы синхронизатором, его нет только на задней скорости.
Учитывая, что у шестерен 1-й передачи нет синхронизатора, переключение на 1-ю скорость можно производить только после значительного снижения скорости.
Сцепление на большинстве коробок передач ЯМЗ-2381 двухдисковое, но встречаются и однодисковые модификации. Также механическая КПП оборудована гидравлическим усилителем.
Особенностью коробки передач на МАЗ-5336 является то, что трансмиссия достаточно сильно удалена от водителя. Это потребовало реализацию дистанционного управления КПП. Дистанционный привод трансмиссии состоит из:
- механизма переключения скоростей (расположен непосредственно на КПП);
- рычагов (они смонтированы в кабине и соединены с рычагом переключения скоростей).
Чтобы предотвратить одновременное включение двух передач, на трансмиссии МАЗ-5336 предусмотрен замок. Он при движении одного из штоков запирает остальные в нейтральной позиции. Реализован этот механизм при помощи шариков, которые выходят из своего углубления и заходят в положение штока, не давая ему встать в рабочую позицию.
Схема переключения передач МАЗ-5336 приведена ниже.
Ходовая часть
Ходовая МАЗ-5336 является его сильной стороной. Конструкцию подвески позаимствовали у предыдущих моделей белорусского производителя, но доработали, устранив имевшиеся недостатки.
Грузовики МАЗ-5336 имеют рессорную подвеску:
- Передняя подвеска — полуэллиптическая, оборудована амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости.
- Задняя подвеска — включает пару основных и пару дополнительных рессор, оборудована стабилизаторами поперечной устойчивости.
Передняя подвеска имеет простую, но надежную и эффективную конструкцию. Она состоит из следующих деталей:
- двух продольных рессор;
- стремянки;
- переднего моста.
Рессоры выполнены из устойчивой к нагрузкам стали, в сечении их профиль формирует букву «Т». Благодаря этому удается избежать возможных смещений. Передняя часть рессор надежно фиксируется на раме грузовика, что дает возможность свободно перемещаться в вертикальном направлении. Задние же части рессор располагаются на скользящих механизмах, посредством которых успешно гасятся колебания.
Амортизаторы передней подвески МАЗ-5336 гидравлические и крепятся к переднему мосту при помощи кронштейна. Амортизаторы эффективно гасят колебания передних рессор, что позволяет продлить жизнь рамы. Даже при проезде по неровной дороге тряска в кабине грузовика практически не ощущается.
Задняя подвеска МАЗ-5336 должна выдерживать гораздо большие нагрузки, поэтому имеет более сложную конструкцию. Концы рессор, так же, как и у передней подвески, опираются на опоры. Центральная часть рессор крепится при помощи стремянок к балансирам. Балансиры имеют подвижное крепление и качаются на осях.
Колеса на МАЗ-5336 20-дюймовые бездисковые.
Техническое обслуживание ходовой и подвески
Ходовая часть грузовика МАЗ-5336 в процессе эксплуатации подвергается значительным нагрузкам, поэтому для стабильной работы подвески ей требуется регулярное и своевременное техническое обслуживание. При визуальном осмотре передней и задней подвески особое внимание необходимо уделять гайкам и другим соединениям, поскольку из-за вибрационных нагрузок они часто ослабевают.
При техническом обслуживании передней подвески МАЗ-5336 проверяют состояние:
- гаек стремянок;
- крепление стабилизатора;
- крепление амортизатора;
- крепление кронштейнов.
Если гайки ослабли и наблюдаются люфты, крепежи следует закрутить на максимум.
Передняя и задняя рессоры МАЗ-5336 также требуют внимания при техническом обслуживании, поскольку из-за скольжения пластин и истирания опорных частей могут изнашиваться. В ходе работ нужно:
- осматривать и смазывать листы рессор и крепления графитной смазкой (особенно если появился скрип);
- проверять расположение листов рессор по отношению друг к другу;
- заменить пальцы и втулки, если износ превышает 2 мм;
- заменить втулки балансира, если они деформировались.
Амортизаторы – еще один элемент ходовой, требующий внимание при техническом обслуживании МАЗ-5336, поскольку именно эти детали принимают на себя энергию колебания при движении бортового грузовика. Менять амортизаторы необходимо не реже 1 раза в год, может потребоваться и преждевременная замена амортизаторов, если на них есть визуальные повреждения.
Тормозная система
На МАЗ-5336 устанавливаются барабанные тормоза с двухконтурным пневматическим приводом. Такая конструкция демонтирует высокую надежность и имеет отличные технические характеристики. В частности, у МАЗ-5336 уменьшен тормозной путь — он составляет 36,7 м. Сведена к минимуму вероятность отказа тормозной системы. Также уже в базовой комплектации автомобиль оснащался антиблокировкой тормозов ABS.
Эффективность тормозной системы на МАЗ-5336 достигается за счет разделения механизма торможения передних и задних колес. Не считая креплений, принцип работы тормозов схожий. На ступицу колеса при помощи болтов крепится съемный барабан цилиндрической формы. На него ставится диск, внутри которого находятся 2 колодки со съемными накладками. С более широкой стороны барабана находится буртик с прорезями.
На переднюю ось барабан крепится при помощи односкатной ошиновки, при этом колесный диск фиксируется непосредственно на самом барабане. На задней оси крепление двускатное, и барабан монтируется на внутреннем колесе.
Работает тормозная система МАЗ-5336 просто и эффективно. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, в тормозные камеры подается сжатый воздух. Для предотвращения его выхода из камеры установлен компрессор с обратным клапаном. После подачи сжатого воздуха в системе увеличивается давление, за счет которого поршни камер выталкивают регулировочный рычаг. Непосредственно торможение грузовика осуществляется посредством стяжных пружин колодок.
Подача сжатого воздуха в тормозные камеры МАЗ-5336 осуществляется посредством компрессора ДЗ-98. Он приводится в действие через ременную передачу от вала силовой установки. Компрессор ДЗ-98 для МАЗ-5336 выпускается несколькими предприятиями, поэтому конструкция его может незначительно различаться. При выборе компрессора нужно убедиться, что каталожный номер его полностью соответствует тому, который стоит на грузовике, − вплоть до последних цифр индекса.
Компрессор на МАЗ-5336 потребляет 2,17 кВт энергии в час. Он обеспечивает эффективное сжатие воздуха: на выходе давление достигает 1,25 Мпа. Вес компрессора составляет 15 кг. Учитывая значительную массу, при техническом обслуживании необходимо каждый раз проверять крепления, которые ослабляются от постоянных вибраций.
Пневматические тормоза упрощают управление грузовиком: для торможения водителю нужно приложить минимальные усилия. При этом достигается высокая эффективность торможения.
Рулевое управление
Рулевое управление МАЗ-5336 отличается комфортностью и удобством. Рулевая колонка регулируется по высоте и длине вылета, поэтому водитель любой комплекции сможет настроить ее под себя. В систему рулевого управления МАЗ-5336 входит ГУР. Гидроусилитель не ухудшает управляемость и помогает снизить нагрузку на водителя. В целом водители положительно отзываются о ГУР и рулевом управлении МАЗ-5336, признавая его конструкцию удачной.
К недостаткам рулевого управления можно отнести появление достаточно сильных люфтов. Чтобы их устранить, система нуждается в периодической регулировке рейки, подшипников винтов и зацепления. Осложняет процесс необходимость демонтажа конструктивного узла.
Гидроусилитель рулевого механизма МАЗ-5336 состоит из распределителя и силового цилиндра. Они идут в сборе и меняются при необходимости единым узлом. Составляющими элементами гидравлической системы ГУР являются:
- насос НШ-10 (монтируется на двигателе грузовика);
- бачок для гидравлической жидкости;
- система трубопроводов.
Чтобы в гидравлику не попадала грязь и пыль, в местах соединений используются резиновые уплотнители.
Полость силового цилиндра гидроусилителя МАЗ-5336 поделена на две части:
- подпоршневую,
- надпоршневую.
Полости силового цилиндра соединяются с каналами в корпусе распределителя при помощи трубопроводов.
Принцип работы ГУР на МАЗ-5336 следующий:
- при работающем моторе грузовика насос гидравлической системы подает в гидроусилитель масло;
- в зависимости от направления движения грузовика гидравлическое масло возвращается в бачок или подается в одну из полостей силового цилиндра;
- свободная от масла полость соединяется через сливную магистраль с бачком;
- если грузовик движется по прямой, масло подается по нагнетательному шлангу и далее по сливной магистрали обратно в бачок;
- если грузовик поворачивает, то при повороте руля гидравлическое масло подается в одну из полостей силового цилиндра, оказывая давление на связанную с ним рулевую тягу;
- если прекратить вращать рулевое колесо, масло начинает сливаться обратно в бачок.
ГУР на МАЗ-5336 отличается высокой чувствительностью, упрощая управление бортовым грузовиком даже при максимальной загрузке. В целом рулевой механизм достаточно надежный, хоть и требует регулярного технического обслуживания – в частности, осмотра на предмет протечек ГУР и затяжки болтов для устранения люфта рулевой колонки.
Кабина
Бортовые грузовики МАЗ-5336 комплектовались двухместной увеличенной кабиной, в которой опционально можно было установить друг над другом два спальных места. Для технического обслуживания и ремонта кабина откидывается вперед при помощи гидравлического привода.
Базовое оснащение достаточно лаконичное: в него входят ремни безопасности для водителя и пассажира, антиблокировка тормозов, предпусковой подогреватель мотора.
Сиденье водителя регулируется по нескольким параметрам:
- высоте;
- вылету;
- углу наклона спинки;
- наклону подушки.
Интерьер хоть и простой, но достаточно продуманный. Практичные материалы отделки легко моются и очищаются — поддерживать порядок в салоне МАЗ-5336 не составит труда. Инженеры, разрабатывая этот бортовой тягач, предусмотрели множество отсеков для личного багажа и рабочих вещей. Водители и экспедиторы, работающие на МАЗ-5336, отмечают хорошую звуко- и виброизоляцию кабины. Даже на длительных маршрутах находиться внутри достаточно комфортно продолжительное время.
Модификации
Производство бортовых грузовиков и шасси МАЗ-5336 ведется с 1988 года. За это время автомобиль претерпел значительные изменения и получил целый ряд модификаций. На сегодняшний день на шасси чаще всего устанавливаются:
- открытые бортовые платформы (штатное исполнение);
- цельнометаллические/сварные фургоны;
- изотермические фургоны и рефрижераторы;
- тентованные фургоны;
- самосвальные кузовы.
Грузовые автомобили выпускаются в стандартном варианте длины 6,8 м и с удлиненной базой.
Среди множества модификаций наиболее удачными и востребованными оказались версии:
- МАЗ-533603.
Это компактный двухосный бортовой грузовик с полезной площадью платформы 10 м2. Технические характеристики МАЗ-533603 следующие:
- мощность двигателя 250 л.с.;
- полная масса грузовика 18 000 кг;
- максимальная масса в составе автопоезда 36 000.
При не самых выдающихся технических характеристиках МАЗ-5336 отличался небольшими размерами и топливной экономичностью. Эти качества позволили ему завоевать свое место в сфере городских грузовых перевозок и транспортировок на небольшие расстояния.
- МАЗ-533605.
Это более мощная и габаритная модификация бортового грузовика. Площадь кузова составляет 14,7 м2. МАЗ-533605 агрегатировались производительными 330-сильными двигателями ЯМЗ-238. Технические характеристики следующие:
- мощность мотора 330 л.с.;
- полная масса грузовика 18 750 кг;
- максимальная масса в составе автопоезда 44 000 кг.
На сегодняшний день в Минске собирают две модификации бортового МАЗ-5336. Это:
- МАЗ-5336А3/А5-320;
- МАЗ-5336А3/А5-321.
Есть возможность укомплектовать шасси по своему желанию различными фургонами, цистернами, мусоровозными кузовами, автокранами и т.д. На выпускающиеся грузовики МАЗ-5336 ставятся двигатели семейства ЯМЗ-238 (в частности, ЯМЗ-238ДЕ) и «родные» ярославcкие трансмиссии.
Ранее мы писали о технических характеристиках МАЗ-6430.