Повсеместно известные краны манипуляторы UNIC производятся японской фирмой «FURUKAWA UNIC CORPORATION». КМУ Юник — это гидравлический кран с полноповоротной телескопической стрелой и подвеской крюка на тросе.
Установка КМУ UNIC на грузовой автомобиль дает возможность сократить по крайней мере вдвое число автомобилей, используемых для доставки грузов за счет устранения непроизводительных простоев, происходящих в ожидании погрузки и разгрузки, ускоряет доставку. Кран манипулятор КМУ UNIC, установленный на грузовой автомобиль, экономит время и трудовые затраты, делает возможным отказ в большинстве случаев от применения других кранов при различных погрузо-разгрузочных работах.
Содержание
- Автомобильные КМУ
- КМУ Юник для установки на автомобильное шасси
- Особенности использования кранов-манипуляторов Юник
- Технические характеристики КМУ UNIC
- Основное оборудование КМУ Юник
- Ограничитель грузового момента КМУ установки Unic
- Эксплуатация крановой установки Unic

Автомобильные КМУ могут быть установлены в кузове грузовых автомобилей, имеющих малую грузоподъемность; могут быть смонтированы на автомобили малой, средней и большой грузоподъемности — для этого лишь необходимо правильно подобрать КМУ Юник по характеристикам. Надежность и долговечность, которой обладает кран манипулятор UNIC, находят подтверждение в многолетнем опыте эксплуатации этих установок во всем мире.
Осуществление транспортировки грузов посредством кранов манипуляторов является экономичным и удобным способом осуществления погрузки, грузоперевозки и разгрузки нестандартных и тяжеловесных предметов.
Кран манипулятор UNIC являет собой универсальное средство, которое объединяет в себе одновременно и грузовик, и автокран, и даже эвакуатор, но с целым рядом преимуществ в виде маневренности, точности манипуляций и возможности осуществлять работу в ограниченном пространстве.

Применение высокотехнологичного оборудования в современном производстве – это более необходимость, нежели роскошь. Тот же кран манипулятор в состоянии заменить бригаду грузчиков, выполняя к тому же их работу раз в десять быстрее. Многие операции вообще не представляется возможным выполнить без применения мощных, маневренных и подвижных подъемных механизмов. В силу этого оборудование, подобное крану манипулятору UNIC, становится все более популярным и сейчас востребовано во многих отраслях народного хозяйства.
Гидроманипуляторы обладают большой маневренностью и могут быть с успехом использованы даже в ограниченном пространстве. Универсальные, компактные и приозводительные КМУ Юник в зависимости от серии могут быть задействованы:
- на складах крупногабаритного товара,
- на различных строительных площадках,
- на лесоповале,
- на мусороперерабатывающих предприятиях и т.п.

Особенно удобно использовать краны манипуляторы в качестве автоэвакуаторов и при перевозке негабаритных грузов.
КМУ Юник для установки на автомобильное шасси
Автомобиль с краном манипулятором можно использовать практически в любом месте и на различных работах. Вы сможете увидеть грузовик с КМУ и на строительной площадке, и на лесоповале, и при укладке трубопровода. Перечень работ, которые можно выполнить с использованием этого вида техники, бесконечен. Это объясняется тем, что бортовые автомобили с КМУ действительно удобны и надежны при эксплуатации.
Как и в любом деле, при выборе автомобиля с краном манипулятором следует отдать предпочтение проверенной временем качественной технике. При этом, если сам автомобиль может быть практически любым, то манипулятор нужно выбрать и установить качественный и надежный, лучше производства японской фирмы «FURUKAWA UNIC CORPORATION» под брендом «UNIC». Тем более производитель выпускает краны-манипуляторы в нескольких сериях, и каждый клиент без труда подберет подходящее устройство по соотношению грузоподъемности и цены.

Бортовые автомобили с КМУ UNIC имеют ряд неоспоримых преимуществ. Они надежны, имеют простую, удобную в работе конструкцию, что в свою очередь, положительно сказывается на ремонте, делая его несложным.
Грузовик с краном манипулятором японского производства всегда востребован. Он может доставить надежное в работе устройство в любое время в соответствии с заявкой потребителя. При этом техника работает безотказно и очень точно. Груз опускается плавно, без рывков, также и поднимается.
Особенности использования кранов-манипуляторов Юник
Грузы поднимаются и опускаются с ювелирной точностью. При этом можно работать и ниже уровня земли, например, опуская или поднимая груз в колодце.
Бортовые автомобили с КМУ UNIC предназначены и для параллельного перевоза груза. Вы можете поднять неисправный автомобиль и, удобно закрепив его в кузове, доставить в автосервис. Можете перевозить строительные материалы, обеспечивая их погрузку и разгрузку, а можете доставлять посадочный материал при проведении озеленения территории. Вы можете выполнять любые работы, связанные с подъемом и транспортировкой грузов.

Десятилетия безотказной работы этих подъемных механизмов сделали их незаменимыми помощниками в бизнесе.
Краноманипуляторные установки Unic имеют различные модификации, отличающиеся по грузоподъемности, количеству секций стрелы, а также конструктивным особенностям самой установки.
Технические характеристики КМУ UNIC
Японские краны-манипуляторы UNIC выпускаются в нескольких сериях, которые различаются техническими характеристиками, основными из которых являются грузоподъемность и длина вылета стрелы. Ознакомьтесь с моделями КМУ Юник и условиями их установки.
КМУ устанавливаемые на автомобили подразделяются на:
- Для машин малой грузоподъемности (монтируется в кузове):
- Серия UNIC URA100 Максимальная грузоподъемность — 1015 кг (на 1.8 м);
- Серия UNIC URA 220 Максимальная грузоподъемность — 2220 кг (на 1.1 м).
- Для машин малой грузоподъемности:
- Серия UNIC URV 230 Максимальная грузоподъемность — 2330 кг (на 1.7 м);
- Серия UNIC URV 260 Максимальная грузоподъемность — 2630 кг (на 1.5 м);
- Серия UNIC URV 290 Максимальная грузоподъемность — 3030 кг (на 1.5 м).
- Для машин средней грузоподъемности:
- Серия Юник URV 340 Максимальная грузоподъемность — 3030 кг (на 2.4 м);
- Серия Юник URV 370 Максимальная грузоподъемность — 3030 кг (на 2.4 м).
- Для машин большой грузоподъемности:
- Серия Юник URV 500 Максимальная грузоподъемность — 3030 кг (на 3.9 м);
- Серия Юник URV 500-1 Максимальная грузоподъемность — 4050 кг;
- Серия Юник URV 540 Максимальная грузоподъемность — 4050 кг (на 2.9 м);
- Серия Юник UR 600 Максимальная грузоподъемность — 6000 кг (на 2.4 м);
- Серия Юник UR 800E Максимальная грузоподъемность — 8200 кг (на 1.8 м);
- Серия Юник UR 1504F Максимальная грузоподъемность 13620 кг (на 1.22 м).
В нашей стране наибольшее распространение получили краны-манипуляторы средней и большой грузоподъемности. Наиболее популярными моделями являются КМУ UNIC 374, 370, 330, 340, 500 и 554.
Предлагаемые автомобильные краны-манипуляторы устанавливаются стационарно на шасси как отечественных автомобилей, так и зарубежных, а также могут монтироваться на спецтехнику и спецшасси. Надежность и долговечность краноманипуляторных установок UNIC подтверждены десятилетиями опыта эксплуатации по всему миру.
Основное оборудование и параметры КМУ Unic серии 500, 340, 290
- Стрела,
- Поворотная колонна,
- Основание КМУ Юник 500, Юник 340, 290,
- Грузовая лебедка,
- Поворотный механизм,
- Гидроцилиндр подъема стрелы,
- Гидроцилиндр телескопирования,
- Аутригеры,
- Рычаг изменения угла наклона стрелы,
- Рычаг управления грузовой лебедкой,
- Рычаг управления выдвижной стрелой,
- Рычаг управления поворотом колонны,
- Рычаг управления аутригерами,
- Рычаг управления аутригерами,
- Крюк,
- Рычаг акселератора,
- Ограничитель подъема крюка с автоматическим тормозом,
- Указатель грузоподъемности краноманипуляторной установки Юник,
- Предупреждающий сигнал,
- Грузовой канат,
- Рычаг коробки отбора мощности,
- (КОМ),
- Шкала грузоподъемности,
- Рычаг складывания крюка,
- Автоматизированная остановка разматывания грузового каната КМУ Юник,
- Уровень.
На схеме показана КМУ Юник 500, Юник 340, 290 с четырехсекционной стрелой. Другие краны-манипуляторы этого производителя могут отличаться количеством секций и наличием модуля радиоуправления.

Стрела обеспечивает перемещение груза в рабочей зоне. Выдвигается и задвигается с помощью гидравлических цилиндров. Поворотная колонна — это вертикальная составляющая крано-манипуляторной установки, на которой монтируются выдвижная стрела, грузовая лебедка и цилиндр изменения угла наклона стрелы. Колонна приводится в движение поворотным механизмом.
Основание КМУ Юник 500, Юник 340, 290 монтируется на раму грузового шасси. Грузовая лебедка при помощи гидромотора производит подъем и опускание груза с посредством каната. Поворотный механизм отвечает за поворот колонны с помощью гидравлического мотора.
Гидроцилиндр подъема стрелы КМУ Unic 500, Unic 340, 290 осуществляет подъем и опускание телескопической стрелы. Гидроцилиндр телескопирования выдвигает и втягивает секции стрелы.
Аутригеры или выносные опоры поддерживают КМУ Юник 500, Юник 340, 290 в положении максимальной устойчивости во время выполнения различных манипуляций.
Рычаг управления изменением угла наклона стрелы необходим для изменения угла наклона стрелы. Рычаг управления грузовой лебедкой дает возможность манипулировать лебедкой, а также поднимать и опускать крюк. Рычаг управления выдвижением стрелы управляет гидравлическими цилиндрами, дающими возможность осуществлять вылет стрелы и ее складывание. Рычаг управления поворотом колонны оперирует гидромотором поворота колонны, давая возможность манипулятору вращаться вокруг своей оси. Рычаги управления аутригерами совершают управление выдвижением и втягиванием выносных опор.
Крюк используется для закрепления груза. Рычаг акселератора нужен для точной настройки оборотов двигателя. Ограничитель подъема крюка с автоматическим тормозом срабатывает, если крюк движется слишком близко к краю стрелы.
Указатель грузоподъемности КМУ Unic 500, Unic 340, 290 информирует о массе поднимаемого груза. Грузовой канат предназначен для подъема груза. При нажатии кнопки звукового сигнала, включается гудок автомобиля. Используется для оповещения людей, находящихся в зоне рабочих операций.
Рычаг коробки отбора мощности (КОМ) производит запуск КОМ крана-манипулятора Unic 500, Unic 340, 290.
Шкала грузоподъемности указывает на рекомендованное значение нагрузки, которое соответствует длине выдвинутой стрелы и ее углу наклона.
Рычаг складывания крюка (Если установлен Юни-крюк) необходим для установки положения крюка под стрелой.
Автоматическая остановка разматывания грузового каната крана-манипулятора Юник 500, Юник 340, 290 (задержки грузового каната на барабане лебедки) служит для прекращения действий грузовой лебедки в режиме разматывания грузового каната, когда на барабане длина каната снизилась до 3х витков.
Уровень (креномер) служит для определения горизонтальности установки крана-манипулятора.
Ограничитель грузового момента КМУ установки Unic

- Электронный блок управления (ЭБУ),
- Датчик длины телескопирования стрелы,
- Датчик угла наклона стрелы,
- Тензодатчик.
На КМУ Unic 500, Unic 340, 290 устанавливается ограничитель грузового момента серии ML. В целях защиты от разрушения и опрокидывания манипулятора монтируется ограничитель грузоподъемности (ограничитель грузового момента) серии ML.
Эксплуатация крановой установки Unic
- Включение гидронасоса
Проверяется опорная поверхность, на которой установлен кран-манипулятор Unic. Надо удостовериться в том, что основание достаточно плотное, твердое и ровное.
- Установка крана-манипулятора Unic 340/500/290
Выполняются следующие действия:
- Включение ручного тормоза.
- Установка тормозных башмаков, если кран манипулятор стоит на наклонной поверхности.
- Проверка положения рычагов управления
Надо удостовериться в том, что:
- рычаг акселератора установлен на низкие обороты;
- рычаги управления находятся в нейтральном положении.
- Проверка КПП автомобиля
Включите на автомобиле нейтральную передачу.
- Включение коробки отбора мощности КОМ крана-манипулятора Юник
Включение коробки отбора мощности крана-манипулятора Юник
- Выжмите сцепление.
- Вытяните ручку включения механизма отбора мощности (или нажмите на кнопку включения КОМ).
- Медленно отпустите сцепление
- Убедитесь, что загорелась лампочка включения КОМ.
- Включение гидравлического насоса
- Насос автоматически включается после включения КОМ.
- Установка аутригеров крана-манипулятора Unic 340/500/290
Установка аутригеров крана-манипулятора Юник
- Поверните запорный рычаг для разблокировки аутригеров.
- Нажмите и удерживайте нажатой клавишу, выдвиньте аутригеры до упора и отпустите клавишу.
- При промежуточном выдвижении аутригера крановой установки Unic на горизонтальной балке будет видна первая метка.
- Нажмите клавишу снова и выдвиньте аутригер на максимальную ширину. Когда аутригеры полностью выдвинуты, с каждой стороны горизонтальной балки аутригера видна вторая метка.
- После того, как аутригеры будут полностью выдвинуты, убедитесь, что на клавише выдвижения аутригера полностью видна голубая метка.
- Управление аутригерами крана-манипулятора Юник
Выдвигать вертикальные части аутригеров можно одновременно или по очереди.
Выдвижение: Переместите рычаг в положение ЕХТ для выдвижения вертикальных частей аутригера.
Втягивание: Переместите рычаг в положение RET для втягивания вертикальных частей аутригера.
Остановка: Верните рычаг в нейтральное положение выдвижения или втягивания вертикальных частей аутригеров остановится.

Скорость выдвижения и втягивания аутригеров зависит от того, на какое расстояние рычаги управления аутригерами перемещены от нейтрального положения. Используйте автоматический акселератор совместно с ручным акселератором
Поскольку изменение скорости автоматическим акселератором, в зависимости от марки автомобиля на котором установлен манипулятор Юник может быть недостаточным, используйте при необходимости рычаг ручного акселератора.
Отрегулируйте с помощью аутригеров положение крана-манипулятора Unic 340/500/290 так, чтобы он стоял ровно, а передние колеса слегка касались опорной поверхности. После выдвижения аутригеров отпустите рычаги управления, они автоматически вернутся в нейтральное положение.
- Изменение угла наклона стрелы крана-манипулятора Юник 340, 500, 290
Подъем: Переместите рычаг в положение RАISE для поднятия стрелы.
Опускание: Переместите рычаг в положение LOWER для опускания стрелы.
Остановка: Верните рычаг в нейтральное положение, для остановки движения стрелы.
Когда рычаг управления перемещается к RАISE или к LOWER, обороты двигателя увеличиваются и уменьшаются, когда рычаг возвращается к нейтральному положению.
Пользуйтесь автоматическим акселератором одновременно с ручным акселератором — Изменение оборотов двигателя автоматическим акселератором может быть разным на разных моделях автомобилей, поэтому для регулировки скорости работы используйте ручным акселератором.
- Подъем и опускание груза
Подъем: Переместите рычаг в положение UP, чтобы поднять крюк.
Опускание: Переместите рычаг в положение DOWN, чтобы опустить крюк.
Остановка: Верните рычаг в нейтральное положение, чтобы остановить движение крюка.
При перемещении рычага к UP или DOWN обороты двигателя увеличиваются автоматически. При возвращении рычага к нейтральному положению обороты уменьшаются.
Пользуйтесь автоматическим акселератором одновременно с ручным акселератором. Изменение оборотов двигателя автоматическим акселератором может быть разным на разных моделях автомобилей, поэтому для регулировки скорости работы пользуйтесь рычагом ручного акселератора.
- Телескопирование стрелы крана-манипулятора Unic
Выдвижение: Переместите рычаг в направление ЕХТ, чтобы выдвинуть стрелу.
Втягивание: Переместите рычаг в направление RET, чтобы втянуть стрелу.
Остановка: Верните рычаг в нейтральное положение для остановки движения стрелы.
Когда рычаг управления перемещается к RАISE или к LOWER, обороты двигателя крана-манипулятора увеличиваются и уменьшаются, когда рычаг перемещается в сторону к нейтральному положению.
Пользуйтесь автоматическим акселератором совместно с ручным акселератором.
- Поворот стрелы КМУ Юник

Переместите рычаг поворота стрелы в положение, чтобы повернуть стрелу по часовой стрелке.
Переместите рычаг поворота стрелы в положение, чтобы повернуть стрелу против часовой стрелки.
Остановка: Верните рычаг поворота стрелы в нейтральное положение, чтобы остановить поворот стрелы.
Когда рычаг управления перемещен в сторону или, обороты двигателя крана-манипулятора Юник увеличиваются в соответствии величины отклонения рычага управления от нейтрального положения.
Используйте автоматический акселератор одновременно с ручным акселератором.
- Складывание аутригеров крана-манипулятора Unic 340/500/290 в транспортное положение
Переместите рычаги управления аутригерами в положение RET, чтобы втянуть вертикальные части аутригера. После втягивания вертикальных частей аутригеров, нажмите кнопку на аутригерах, задвиньте горизонтальные части аутригеров до упора и отпустите клавишу. На кнопке каждого аутригера должна быть видна голубая метка.

Убедитесь, что вертикальные части аутригеров с обеих сторон втянуты, и каждый запорный рычаг разблокирован, прежде чем задвигать горизонтальные элементы аутригера. После того как все аутригеры крана-манипулятора Unic будут втянуты, проверьте, что:
- вертикальные части аутригеров полностью задвинуты;
- на кнопках полностью видна голубая метка;
- горизонтальные элементы аутригеров надежно зафиксированы запорным рычагом.
Поверните запорный рычаг для блокировки горизонтальной части аутригера. Поворот запорного рычага предотвращает самопроизвольное выдвижение горизонтальной части аутригера.
- Приведение крана-манипулятора Юник в транспортное положение
Кран-манипулятор Юник в правильном транспортном положении
Приведение крана-манипулятора Unic в транспортное положение производится в такой последовательности:
- Сложите стрелу. Установите стрелу в положение «над кабиной» или «над кузовом». Стрела должна находиться в положении, когда две желтые метки совпадут.
- Опустите стрелу до предела.
- Обратите внимание на то, чтобы в транспортном положении при движении КМУ Unic крюк не доставал до кабины, если стрела установлена в положении «над кабиной» и до кузова или если она установлена в положении «над кузовом».
- Зачальте крюк в предусмотренном месте его крепления.
- Подтяните крюк до натяжения чалки. Не перетягивайте чалку, когда крюк крепится спереди крана–манипулятора Unic. Это может послужить причиной прогиба рамы автомобиля или повреждения бампера.
- Осмотрите каждую вертикальную и горизонтальную часть аутригеров. Убедитесь, что рычаг управления акселератором находится в положении минимальных оборотов. Выключите ограничитель подъема крюка.
- Выжмите педаль сцепления, отключите КОМ и плавно отпустите педаль сцепления. Убедитесь, что погасла индикаторная лампочка включения КОМ и сам КОМ отключился.
Теперь автомобиль готов к передвижению.