Одной из составляющих рабочего механизма кранов-манипуляторов является стальной трос или канат. На него в процессе работы приходится значительная нагрузка, поэтому перед началом смены необходимо внимательно осматривать трос и проверять его на наличие дефектов. Для безопасной эксплуатации КМУ канат должен быть соответствующим образом натянут, не иметь перекруток, разрывов и прочих повреждений. Если они присутствуют, трос необходимо заменить.
О том, как заменить канат на КМУ, в каких случаях это необходимо делать и как выбрать качественные детали, расскажем далее.
Содержание:
Когда менять канат на манипуляторе: перечень основных дефектов
При интенсивной эксплуатации трос на кране-манипуляторе испытывает высокие нагрузки, поэтому периодически повреждается. Собственно, для КМУ стальной канат является расходным материалом и подлежит замене при появлении дефектов.
Заменить канат на КМУ необходимо, если:
- Более 10 % разорванных проволок.
Если на канате есть разорванные проволоки и их доля превышает 10 %, он подлежит замене. Для стандартных тросов 10 % равняется 13 проволочкам.
- Канат перекрутился или завязался узлом.
Запрещено расправлять перекрученные тросы или развязывать узлы – после этого стальной канат потеряет прочности и не сможет выдержать заявленные нагрузки. В этом случае его обязательно нужно заменить.
- Диаметр каната уменьшился на 7 % и более.
Уменьшение диаметра троса манипулятора более чем на 7 % говорит о его износе. Для стандартных канатов диаметром 8 мм критичным значением станет 7,5 мм, для 10-миллиметровых – 9,3 мм и т.д.
- Визуально заметна деформация или появились следы ржавчины.
Наличие визуальных дефектов на канате КМУ говорит о его серьезном износе. Если появилась коррозия, есть ржавые участки или сильно деформированные проволочки, включая выдавливание сердечника, изделие меняют на новое.
Как распаковать новый трос
Перед тем, как заменить канат на кране-манипуляторе, необходимо еще раз убедиться, что вы получили именно то изделие, которое требуется. Для этого следует сверить характеристики с указанными в документации.
Новые стальные канаты поступают смотанными в катушку или в виде бухты. Разматывать трос необходимо на чистой поверхности. Нужно следить, чтобы канат не перекручивался и не формировал петли. Если изделие поступило в катушке, ее надо предварительно надеть на специальную станину.
При размотке каната нельзя допустить попадание на проволоки песка, земли или другой грязи. Трос на заводе обрабатывают специальной смазкой, и неаккуратное разматывание может привести к ухудшению качеств смазочного материала и уменьшению его количества.
Замена грузового каната на КМУ пошагово
Перед тем, как приступить к разматыванию грузового троса для крана-манипулятора или производить его замену, обязательно надеть кожаные защитные перчатки. Выполнять какие-либо манипуляции без них запрещено.
Поэтапная инструкция, как заменить трос на КМУ, выглядит следующим образом:
- зацепить канат для подъема;
- установить ограничитель подъема крюка.
Если КМУ оборудован системой автоматического складывания крюка, работать нужно по следующей схеме.
Когда конец грузового каната оказался в барабане лебедки, его нужно протянуть таким образом, чтобы он оказался внутри, как на следующей схеме. Важно, чтобы конец при вращении барабана выступал.
Чтобы намотать первый слой каната, на барабане манипулятора делают заглубления, играющие роль направляющих. Второй слой наматывается уже поверх первого таким образом, чтобы трос попадал в «канавку», образованную витками предыдущего слоя.
Чтобы продлить срок службы нового каната на КМУ после замены, необходимо оставить конец в положении «а». Если этого не сделать, трос все время будет находиться в намотанном состоянии, что вызовет дополнительную нагрузку и приведет к более скорому изнашиванию.
Следующий шаг – фиксация зажима каната при помощи клина. После этого нужно продеть зажим с проволокой и затянуть его болтом.
Что делать, если грузовой канат скручивается
После замены троса на кране-манипуляторе можно столкнуться со скручиванием. При этом канаты могут несколько раз заплетаться и расплетаться. Конечно, работать в этом случае нельзя.
Если вам пришлось заменить канат на КМУ и появились закручивания, действовать надо следующим образом:
- полностью снять нагрузку с крюка;
- выдвинуть стрелу манипулятора на максимальную длину, угол должен быть около 60-65 градусов;
- размотать крюк до тех пор, пока он не достигнет земли;
- задвинуть стрелу в транспортное положение;
- отсоединить блок каната в оголовке и вращать в направлении раскручивания;
- присоединить блок обратно и несколько раз повторить подъем и опускание крюка, чтобы убедиться, что трос больше не скручивается.
Чтобы заменить канат манипулятора, важно выбрать качественный трос выдвижения стрелы и убедиться в соответствии всех характеристик. Также обратите внимание, что на некоторых корейских КМУ канаты имеют больший диаметр.
Кроме того, после замены троса вам наверняка понадобится информация о том, как запасовать канат на манипуляторе. Мы писали об этом тут.
Ранее мы рассказывали о том, что такое жидкий лед и как его производят.