В конструкции автомобильного крана используются полиспасты — вращающиеся блоки, использование которых позволяет получить выигрыш в силе. За счет их установки при той же нагрузке получается увеличить грузоподъемность автокрана. На современных автомобильных кранах в зависимости от их конструкции и назначения используются двух-, трех- и четырехкратные полиспасты. Существуют различные схемы того, как запасовать трос на кране в зависимости от кратности полиспаста. Разбираемся в них.
Как зависит нагрузка от кратности полиспаста
Самая простая схема того, как запасовать трос на манипуляторе
Самой простой — и распространенной — схемой запасовки троса на кране является спиральная. В этом случае витки каната по отношению друг к другу в полиспасте располагаются в параллельных плоскостях. Неподвижный участок троса фиксируется в непосредственной близости к канатному блоку.
Характеристики каната и как избежать скручивания
Прежде чем перейти к тому, как запасовать трос на кране, важно правильно выбрать канат. На автокранах используются тросы, свитые из стальной проволоки — типа ЛК-Р или ЛК-О. Такие канаты свиты из шести прядей с линейным касанием проволоки. В зависимости от предполагаемой нагрузки канату присваивается класс — от 1М до 6М. При запасовке и дальнейшей эксплуатации важно убедиться, что выбранный канат подходит по классу нагрузки.
Стальной канат имеет такую характеристику, как угол свивки. Он показывает, в каком направлении расположены относительно друг друга пряди. При изгибе троса угол свивки увеличивается. На практике это означает, что канат при изгибании будет закручиваться. Начав запасовывать трос на кране, надо учитывать то, что при изгибе в блоках полиспаста канат станет скручиваться, в результате чего могут смещаться плоскости витков.
Если при изгибании каната угол свивки уменьшается, то происходит, напротив, раскручивание каната. Это отрицательно сказывается на прочности троса. Более того, отдельные пряди могут выбиться из пучка и сформировать узлы или волны.
Дополнительное кручение троса под нагрузкой не только ухудшает работу полиспаста, но и приводит к быстрому износу стального каната. При сильном скручивании троса блоки тоже могут заворачиваться, что приведет к неправильному распределению нагрузки.
Чтобы устранить влияние угла свивки каната и избежать его перекручивания, используют схему запасовки, при которой неподвижный конец троса фиксируется в середине обоймы. Подвижная ветвь в этом случае идет со среднего блока.
Схемы, как запасовать трос на манипуляторе
Рассмотрим более подробно схемы того, как запасовать трос на автокране.
а – двухкратный полиспаст (на грузовом кране),
б — трехкратный полиспаст (на грузовом кране),
в — двухкратный полиспаст (на стреловом кране),
г — четырехкратный полиспаст (на стреловом кране).
Цифрами на схеме обозначены следующие компоненты:
1 — барабан грузовой лебедки,
2 — блоки на головке стрелы,
3 — грузовой канат,
4 — крюковая обойма,
5 — стрела,
б — оттяжные канаты стрелы,
7 — подвижные блоки стрелового полиспаста,
8 — неподвижные блоки стрелового полиспаста,
9 — барабан стрелоподъемной лебедки.
Ранее мы писали о том, как разобрать стрелу автокрана.