Кран-манипулятор является устройством, которое имеет широкий спектр применения на стройке, в порту, на складе и т. д. Он используется для погрузки-выгрузки различных грузов, отличающихся большими габаритами и тоннажем. Конечно, их вес не должен превышать возможностей грузоподъемности крана. Обычно КМУ устанавливают на шасси грузовика. Пользоваться манипулятором можно только на дорогах, имеющих твердое покрытие.
Эксплуатировать кран необходимо в соответствии со всеми требованиями, изложенными в нормативно-технической документации. К таковой относят:
- инструкцию по эксплуатации;
- производственную инструкцию;
- инструкцию по произведению погрузочно-разгрузочных работ;
- рекомендации от организации, которая эксплуатирует эту технику или сдает ее в аренду.
К управлению КМУ допускаются водители, имеющие удостоверение категории С, если используется машина без прицепа. В противном случае потребуются права категории Е. Также необходимо получить соответствующий допуск к работе, который выдается после прохождения курса обучения.
Подобные агрегаты нужны во всех сферах деятельности, связанных с тяжелыми грузами. Если вы заинтересованы в том, чтобы манипулятор был в исправном состоянии, его необходимо грамотно обслуживать, что предполагает:
- принятие с производства;
- качественный ремонт;
- техническое освидетельствование.
Сначала любая организация принимает новый кран на баланс. Когда оборудование поступает прямо от производителя, его работоспособность необходимо проверить. Для этого следует:
- сверить комплектацию машины с указанной в сопроводительных документах;
- провести проверку целостности пломб;
- оценить исправность аппарата.
Каждая единица техники имеет свой паспорт, который должен быть заполнен ответственным за него лицом. Паспорт обеспечивает возможность эксплуатации машины. Поэтому его нужно беречь, как и любую другую документацию.
Содержание
- Как управлять КМУ
- Кто может управлять краном
- Регистрация КМУ
- Получение разрешения на вождение крана
- Проверка документации в канцелярии
Как управлять КМУ
Чтобы управлять такой техникой, как кран-манипулятор, нужно знать его эксплуатационные характеристики.
Использовать рабочие жидкости, не предусмотренные в инструкции по эксплуатации, запрещено. Если такая необходимость есть, нужно получить разрешение от вышестоящего органа. Опытный оператор, имеющий права и подтверждение квалификации, знает:
- применять жидкость можно только при наличии соответствующих рекомендаций в технических документах;
- необходимо следить за уровнем вещества в баке;
- нужно проверять, надежно ли закреплен всасывающий бак, чтобы избежать попадания в него воздуха. Если обнаружилось, что воздух попадает в рабочую жидкость, следует сразу же прекратить работу.
При работе крана-манипулятора нужно следить за показателями приборов.
Перед использованием КМУ в холодную погоду оператор должен прогревать его с помощью холостой работы насоса и в случае обнаружения поломки – объявить транспорт временно безвыездным. Конечно, необходимо помнить, что при этом кран-манипулятор должен работать на минимальных оборотах и давлении. Прогревать машину следует в течение 15 минут.
Оператор обязан соблюдать правила хранения устройства, если на него возложена такая обязанность. Если кран-манипулятор не будет эксплуатироваться в течение трех месяцев, его следует законсервировать и поставить на хранение. Для этого существуют специальные гаражи, которые могут вмещать подобные агрегаты.
Помните, что управление краном может осуществляться в строго отведенных рамках, предусмотренных его техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации.
Кто может управлять краном
Для того чтобы управлять спецтехникой, одних только водительских прав недостаточно. Чтобы вам доверили кран-манипулятор, необходимо иметь соответствующее удостоверение крановщика с указанием разряда. Работу на манипуляторе можно доверить только специалисту с правами категорий С или Е.
В соответствии с нормативными требованиями, разрешение на управление краном может быть выдано только тому, кому уже исполнилось 18 лет. При этом крановщик должен:
- иметь удостоверение, которое дает право управлять манипулятором;
- отлично разбираться в управлении;
- знать устройство и его технические возможности;
- строго соблюдать правила технического обслуживания техники;
- знать правила эксплуатации и безопасности и соблюдать их;
- понимать свои права и возложенные на него обязанности;
- следить за состоянием деталей и механизмов агрегата;
- при обнаружении – устранять незначительные поломки и неисправности либо отправлять кран в ремонт.
Как видим, права и разрешение управлять манипулятором выдаются только высококлассным специалистам. Ведь ответственность за машину тоже полностью ложится на плечи оператора. Управлять такой техникой достаточно сложно, поэтому требуется специальная подготовка.
Водить манипулятор может как машинист, так и оператор. Но разрешение от начальства выдается только дипломированным специалистам, как и права на управление установкой. Поэтому если машинист не имеет специального образования, он не может заменить оператора.
Регистрация КМУ
Чтобы получить разрешение на свободное использование агрегата, его необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре. Манипулятор считается опасным производственным объектом (ОПО), поэтому процесс регистрации достаточно сложный и многоэтапный. В органах Ростехнадзора не нужно регистрировать следующие виды техники:
- краны-манипуляторы, которые устанавливаются на фундамент;
- автокраны, пневмоколесные манипуляторы, короткобазовые краны, гусеничные агрегаты, КМУ со специальным шасси, рельсовые, железнодорожные краны, переставные, манипуляторы прицепные, самоустанавливающиеся, грузоподъемность которых не превышает 1 тонны;
- учебные краны.
Итак, приобретенная вами модель не относится к вышеперечисленным. Значит, этот манипулятор подлежит регистрации. И первым делом ОПО должен будет пройти экспертизу промышленной безопасности.
Получение разрешения на вождение крана
Первое, что надо иметь, – разрешение на вождение, то есть права. Для этого необходим паспорт на технику. Оператор КМУ должен пройти обучение по специальной программе в соответствующем учебном центре. Для этого понадобится неделя. После успешной сдачи экзамена машинист получает удостоверение, которое будет действительным в течение трех лет.
Вам понадобится как минимум один стропальщик. Обучается он аналогично и в результате получает соответствующее удостоверение. Только теперь можно обращаться в Ростехнадзор для получения разрешения на управление и регистрации ОПО. Вам нужно будет предоставить следующий пакет документов:
- Заявление с просьбой зарегистрировать грузоподъемный механизм.
- Паспорт на манипулятор.
- Договор с той организацией, которая проводила техническое освидетельствование.
- Копии приказов о назначении ответственных за кран:
- специалиста по надзору за правильной и безопасной эксплуатацией устройства;
- ответственного за содержание агрегата в исправном состоянии;
- работника, отвечающего за безопасное производство работ, выполняемых манипулятором.
После этого вы получаете не права, а только формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора, закрепленного за вами.
Проверка документации в канцелярии
Все документы после заполнения сдаются в канцелярию Ростехнадзора с отметкой о приеме. Служащий должен поставить штампы на копиях принимаемых документов, которые вы предоставили для получения прав:
- положение о контроле производства (КП);
- письмо о согласовании КП;
- приказ о проведении технадзора и разрешение на безопасную эксплуатацию;
- карта учета крана в государственном реестре ОПО;
- дополнительная информация.
Теперь нужно дождаться подтверждения инспектора о том, что сданные документы оформлены как положено, и разрешения на получение паспорта. Далее кран нужно будет застраховать в качестве ОПО. Страховку необходимо ежегодно обновлять.
После проведения всех процедур вам следует пригласить инспектора, чтобы запустить манипулятор в работу. Уведомление с приглашением следует выслать не позже чем за неделю до начала эксплуатации. Этого времени будет вполне достаточно для проведения всех проверок. Данное разрешение выдается на основании результатов испытаний агрегата на предприятии, где он изготовлен.