Организации, работающие в сфере строительства, в своей деятельности должны учитывать «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Этот документ должны принимать во внимание и другие компании, если их деятельность связана с перемещением тяжестей.
Все положения, касающиеся эксплуатации таких устройств, вынесены в отдельный документ. Техника должна быть обязательно зарегистрирована в технадзоре, только после этого на ней можно осуществлять перемещение грузов. Регистрации подлежат следующие категории машин:
- Спецтехника всех типов, за исключением тех установок, о которых речь пойдет ниже.
- Экскаваторы, оборудованные с крюком.
- Электрические тележки, которые передвигаются по рельсовым путям, проложенным на земле. Такие машины оборудованы кабиной, они используются для перемещения предметов.
В правилах указаны обязанности ответственного за безопасное производство работ кранами. Отдельно стоит сказать о грузоподъемных установках, которые не нужно регистрировать в технадзоре. К ним можно отнести следующую технику:
- Системы, оборудованные с ручным приводом. Установки, у которых в качестве подъемного механизма используется пневматический цилиндр.
- Устройства грузоподъемностью до 10 т. Сюда можно отнести системы мостового типа, консольные краны. Управление осуществляется с помощью кнопочного аппарата, который подвешен на установке, либо путем использования стационарного пульта.
- Механизмы переставные, которые используются для монтажа конструкций на устанавливаемом сооружении.
Все перечисленные выше системы не нужно ставить на учет в органах технадзора, но их необходимо регистрировать на предприятиях, где их эксплуатируют. Кроме того, учету подлежат электрические тали и грузозахватные приспособления, которые предназначены для того, чтобы осуществлять подъем груза на высоту, а также их тара. Регистрацией должно заниматься лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. На предприятии обязательно должен быть такой специалист.
Содержание
Как проводят осмотр
Многих начинающих крановщиков интересует ответ на вопрос, почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном? На этот вопрос им ответит любой опытный специалист. Кроме того, информацию можно самостоятельно найти в правилах. Полезно узнать, какие действия при падении груза должен предпринять крановщик.
Безопасная эксплуатация крана не может быть гарантирована без осмотра, он получил название технического освидетельствования. Обследование того, как это происходит, должно осуществляться не реже 1 раза в 3 года. Именно такой срок считается оптимальным. Техника безопасности при работе с краном должна соблюдаться неукоснительно, тогда на промышленной площадке не будет травм.
Полному внеочередному осмотру подвергаются установки в следующих случаях:
- Мастер должен осмотреть установку на предмет безопасности, если с завода-изготовителя пришло новое стрелковое оборудование.
- Был выполнен капитальный ремонт подъемного механизма, либо он был заменен новым.
- Была выполнена замена несущих канатов. Это же было сделано с вантовыми канатами.
- Портальный был перемещен на новое место работы. В этом случае техника безопасности при работе на автокране должна быть соблюдена.
- После перемещения механизма на новое место.
- После реконструкции. Об этом сказано в 36-й главе «Правил безопасности грузоподъемных кранов».
- Работа крана после замены крановой подвески либо замены узлов. В этом случае полный внеочередной осмотр необходимо выполнить обязательно.
Не нужно делать техническое освидетельствование, если были установлены вставки стрелы. Не требуется осмотр, если замене подлежал стрелковый либо другой канат. Несмотря на это, нужно внимательно проверить то, как была сделана запасовка. Необходимо посмотреть, надежно ли закреплены канаты. Нужно обязательно сделать обтяжку канатов, для этого используют рабочие грузы. Работу стоит поручить сотруднику, который несет ответственность за техническое состояние машин.
Крановщик должен быть проинструктирован. Особого внимания требует подъем груза двумя кранами, ведь такие работы представляют повышенную опасность. Лучше всего использовать механизмы мостового типа. В этом случае перемещение может быть выполнено как с использованием траверсы, так и без нее.
Есть и другие варианты, они основаны на применении других установок. Если предприятие имеет самоходный механизм либо башенную установку, то взаимодействие двух кранов должно быть описано в проекте или технологической карте. Их разработкой должна заниматься специализированная организация.
Как проводят проверку механизмов
Процедура частичного технического освидетельствования состоит из следующих шагов:
- Проверка того, в каком состоянии находятся все металлические части конструкции.
- Осмотр кабины. Проверка прочности ограждений, обследование площадок и лестниц.
- Проверка технического состояния крюка, осмотр его подвески.
- Изучение того, в каком состоянии находятся канаты, прочно ли они закреплены.
- Проверка заземления. Есть ли противовес, оборудован ли стрелковый кран балластом. В каком состоянии находится гибкий кабель.
После завершения осмотра нужно проверить работу крана без груза. После этого следует проверить тормозную систему, освещение. Кроме того, обследованию подлежит электрооборудование. Важно проверить аппарат управления и систему сигнализации.
Если перед специалистом стоит задача выполнить полный осмотр, грузоподъемную машину нужно подвергнуть динамическим испытаниям. Выполняется подробное исследование работы всех систем, осуществляется статистическая проверка. Для последней должна быть правильно выбрана нагрузка, которая на 25% превышает грузоподъемность установки. Такие испытания проводят для того, чтобы проверить прочность узлов системы, а также ее отдельных элементов. А стрелковые системы в результате испытаний будут проверены на устойчивость.
После подвешивания груза необходимо засечь 10 минут. Если за это время груз не опустится на землю, то считается, что кран прошел испытания. Специалист должен осмотреть механизм. Трещин и других дефектов быть не должно.
Для проведения динамических испытаний используют груз, который на 10% превышает грузоподъемность системы. Техническое освидетельствование осуществляет ИТР, который является ответственным по надзору за грузоподъемными машинами. Это сотрудник, ответственный за исправное состояние грузоподъемных кранов. Результаты освидетельствования следует внести в паспорт установки. Кроме того, необходимо указать дату следующего осмотра.
Когда освидетельствование будет выполнено, кран допускают к эксплуатации. Разрешение может выдать инспектор Гостехнадзора либо ответственное лицо на предприятии.
На что обратить внимание
При перемещении грузов важно определить условия работы. Речь идет об установлении границ опасной зоны. На этой территории могут проявиться опасные факторы, с которыми связана работа на кране. Площадка должна быть отмечена знаками, оповещающими о работе грузоподъемного механизма. Рабочие должны быть предупреждены о возможной опасности.
Как работать на автокране? Рабочий должен строго следовать инструкции. Крановщик не должен перемещать предметы, масса которых не известна. Нельзя перегружать механизм. При манипуляциях на стреловом механизме необходимо учитывать то, в каком положении находятся опоры, насколько можно выдвинуть грузозахватный механизм.
Какие грузы запрещается поднимать краном? В этом случае речь идет о предметах, засыпанных землей либо пристывших к поверхности. Нельзя работать при большой скорости ветра. Запрещено поднимать людей либо выполнять краном те работы, для которых он не предназначен.
Особого внимания требует работа крана вблизи ЛЭП, на это стоит обратить пристальное внимание.
Заключение
Подробная информация о безопасной эксплуатации механизмов содержится в специальных документах, крановщик должен изучить действующие правила эксплуатации кранов. Все грузоподъемные приспособления перед началом эксплуатации должны пройти освидетельствование. Они подлежат учету в технадзоре либо они должны быть зарегистрированы на предприятии.