Автокраны-экскаваторы или краны-экскаваторы относятся к уникальному классу спецтехники, в котором объединилась функциональность ковшовых экскаваторов и грузоподъемной техники. Первые краны-экскаваторы начали выпускать в 1954 году в СССР. В то время монтажные краны представляли собой грузоподъемное устройство, смонтированное на базе гусеничного экскаватора. Поэтому такие автокраны имели возможность замены рабочего оборудования с ковша на крюковую подвеску.
Сегодня одним из лидеров по производству кранов-экскаваторов является немецкая компания SENNEBOGEN. В ее модельном ряду представлены гусеничные автокраны грузоподъемностью до 300 т с большим выбором рабочего оборудования.
Технические характеристики крана-экскаватора
Современные представители автокранов-экскаваторов имеют усовершенствованную конструкцию, но принципиально обладают той же функциональностью, которая объединяет гусеничные краны и экскаваторы. У большинства моделей этой категории объединение двух классов спецтехники реализовано посредством сменного рабочего оборудования.
Технические характеристики типового автокрана−экскаватора следующие:
- емкость ковша для экскавационных работ – от 0,25 до 2 кубометров;
- грузоподъемность крана в пределах 5-50 тонн.
При выполнении грузоподъемных операций краны-экскаваторы не используют выносные опоры. Исключение составляют некоторые современные немецкие краны, оснащенные выносными аутригерами.
Рабочее оборудование автокрана-экскаватора
Современный кран-экскаватор часто оснащается следующим рабочим оборудованием:
- экскаваторный ковш;
- крюковая подвеска;
- грейферный захват.
Такие многофункциональные автокраны-экскаваторы используются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Они могут работать с:
- кусковыми материалами;
- сыпучими материалами;
- паллетированными или запакованными грузами;
- машинами и механизмами;
- инструментов и оборудованием.
Возможность заменять рабочее оборудование позволяет на кране-экскаваторе буквально за 15-20 минут установить оптимальную навеску для работы с конкретным грузом. Это позволяет сокращать время погрузочных манипуляций и в целом более эффективно и продуктивно эксплуатировать спецтехнику на рабочей площадке.
Эксплуатация автокранов-экскаваторов
По техническим характеристикам подобрать автокран-экскаватор можно для конкретной задачи. Например, при погрузочных работах на площадках в черте города и в условиях плотной застройки более продуктивными будут компактные краны-экскаваторы грузоподъемностью 5-20 тонн. У них относительно короткая стрела, они маневренные и легко разворачиваются на небольшой площади.
Массивные грузоподъемные краны-экскаваторы грузоподъемностью 20-50 тонн используются, к примеру, в портах для перегрузки, задействуются в карьерных работах. Также они будут полезны при многоэтажном строительстве, ремонте и реконструкции предприятий и других промышленных объектов.
Важно: Нагрузка на стрелу у крана-экскаватора рассчитывается для разных условий эксплуатации, и превышать рекомендуемые производителем показатели нельзя. Это может привести к поломке гидроцилиндров, механическому повреждению стрелы, выходу из строя гидромотора.
Еще один важный момент, о котором нельзя забывать при эксплуатации автокрана-экскаватора, − как именно выполняется грузоподъемная операция. Максимальная грузоподъемность будет, если спецтехника работает ковшом спереди. Если груз берется сбоку, то предельный вес снижается.
Конструкция крана-экскаватора
Каждый автокран-экскаватор состоит из следующих частей:
- стрелы;
- рамы, на которой монтируется стрела;
- поворотной платформы;
- силовой установки;
- кабины машиниста автокрана;
- набора рабочего оборудования (ковши, крюки, грейферы, гуськи, удлинители стрелы и т.д.).
Чтобы выполнять экскавационные и грузоподъемные работы, кран-экскаватор имеет четыре базовых операции:
- подъем груза;
- поворот стрелы;
- передвижение автокрана;
- подъем/опускание стрелы с грузом.
Обслуживать автокран-экскаватор малой грузоподъемности может один машинист. Оператор без использования специализированного оборудования сможет за 15 минут заменить рабочую навеску, подключить гидравлику и выполнить другие манипуляции. Кран-экскаватор большой грузоподъемности нуждается в более трудоемком обслуживании, для которого выделяется машинист и его помощник.
Нужна ли регистрация крана-экскаватора

Часто производители обустраивают на автокране-экскаваторе специальные проушины или делают крюки прямо на ковше. Это позволяет расширить функциональные возможности экскаватора и использовать его в том числе для подъема грузов. Случается и так, что владельцы обычных экскаваторов самостоятельно наваривают крюки на ковш. Нужно ли регистрировать подобную спецтехнику в качестве грузоподъемной в Ростехнадзоре?
Ответ однозначный – да. Любая техника, предназначенная для подъема грузов, должна пройти регистрацию в Ростехнадзоре. Это относится и к переделанным экскаваторам (для этого должно быть техническое обоснование), и к кранам-экскаваторам, которые выпускаются в такой конфигурации производителем.
Нужно ли регистрировать кран-экскаватор в Ростехнадзоре, если спецтехника используется только для экскавационных работ? Нет, в этом случае ставить машину на учет не требуется, поскольку она не будет использоваться для грузоподъемных операций.
Ранее мы писали о технических характеристиках автокрана КС-5579 Мотовилиха.