Автокран-экскаватор: конструкция и особенности кранов-экскаваторов, область применения, характеристики

Автокран-экскаватор: конструкция и особенности кранов-экскаваторов, область применения, характеристики

Автокраны-экскаваторы или краны-экскаваторы относятся к уникальному классу спецтехники, в котором объединилась функциональность ковшовых экскаваторов и грузоподъемной техники. Первые краны-экскаваторы начали выпускать в 1954 году в СССР. В то время монтажные краны представляли собой грузоподъемное устройство, смонтированное на базе гусеничного экскаватора. Поэтому такие автокраны имели возможность замены рабочего оборудования с ковша на крюковую подвеску.

Сегодня одним из лидеров по производству кранов-экскаваторов является немецкая компания SENNEBOGEN. В ее модельном ряду представлены гусеничные автокраны грузоподъемностью до 300 т с большим выбором рабочего оборудования.

Технические характеристики крана-экскаватора

Автокран-экскаватор: конструкция и особенности кранов-экскаваторов, область применения, характеристики

Современные представители автокранов-экскаваторов имеют усовершенствованную конструкцию, но принципиально обладают той же функциональностью, которая объединяет гусеничные краны и экскаваторы. У большинства моделей этой категории объединение двух классов спецтехники реализовано посредством сменного рабочего оборудования.

Технические характеристики типового автокрана−экскаватора следующие:

  • емкость ковша для экскавационных работ – от 0,25 до 2 кубометров;
  • грузоподъемность крана в пределах 5-50 тонн.

При выполнении грузоподъемных операций краны-экскаваторы не используют выносные опоры. Исключение составляют некоторые современные немецкие краны, оснащенные выносными аутригерами.

Рабочее оборудование автокрана-экскаватора

Автокран-экскаватор: конструкция и особенности кранов-экскаваторов, область применения, характеристики

Современный кран-экскаватор часто оснащается следующим рабочим оборудованием:

  • экскаваторный ковш;
  • крюковая подвеска;
  • грейферный захват.

Такие многофункциональные автокраны-экскаваторы используются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Они могут работать с:

  • кусковыми материалами;
  • сыпучими материалами;
  • паллетированными или запакованными грузами;
  • машинами и механизмами;
  • инструментов и оборудованием.

Возможность заменять рабочее оборудование позволяет на кране-экскаваторе буквально за 15-20 минут установить оптимальную навеску для работы с конкретным грузом. Это позволяет сокращать время погрузочных манипуляций и в целом более эффективно и продуктивно эксплуатировать спецтехнику на рабочей площадке.

Эксплуатация автокранов-экскаваторов

Автокран-экскаватор: конструкция и особенности кранов-экскаваторов, область применения, характеристики

По техническим характеристикам подобрать автокран-экскаватор можно для конкретной задачи. Например, при погрузочных работах на площадках в черте города и в условиях плотной застройки более продуктивными будут компактные краны-экскаваторы грузоподъемностью 5-20 тонн. У них относительно короткая стрела, они маневренные и легко разворачиваются на небольшой площади.

Массивные грузоподъемные краны-экскаваторы грузоподъемностью 20-50 тонн используются, к примеру, в портах для перегрузки, задействуются в карьерных работах. Также они будут полезны при многоэтажном строительстве, ремонте и реконструкции предприятий и других промышленных объектов.

Важно: Нагрузка на стрелу у крана-экскаватора рассчитывается для разных условий эксплуатации, и превышать рекомендуемые производителем показатели нельзя. Это может привести к поломке гидроцилиндров, механическому повреждению стрелы, выходу из строя гидромотора.

Еще один важный момент, о котором нельзя забывать при эксплуатации автокрана-экскаватора, − как именно выполняется грузоподъемная операция. Максимальная грузоподъемность будет, если спецтехника работает ковшом спереди. Если груз берется сбоку, то предельный вес снижается.

Конструкция крана-экскаватора

Автокран-экскаватор: конструкция и особенности кранов-экскаваторов, область применения, характеристики

Каждый автокран-экскаватор состоит из следующих частей:

  • стрелы;
  • рамы, на которой монтируется стрела;
  • поворотной платформы;
  • силовой установки;
  • кабины машиниста автокрана;
  • набора рабочего оборудования (ковши, крюки, грейферы, гуськи, удлинители стрелы и т.д.).

Чтобы выполнять экскавационные и грузоподъемные работы, кран-экскаватор имеет четыре базовых операции:

  1. подъем груза;
  2. поворот стрелы;
  3. передвижение автокрана;
  4. подъем/опускание стрелы с грузом.

Обслуживать автокран-экскаватор малой грузоподъемности может один машинист. Оператор без использования специализированного оборудования сможет за 15 минут заменить рабочую навеску, подключить гидравлику и выполнить другие манипуляции. Кран-экскаватор большой грузоподъемности нуждается в более трудоемком обслуживании, для которого выделяется машинист и его помощник.

Нужна ли регистрация крана-экскаватора

Автокран-экскаватор: конструкция и особенности кранов-экскаваторов, область применения, характеристики
Экскаваторный ковш с проушиной

Часто производители обустраивают на автокране-экскаваторе специальные проушины или делают крюки прямо на ковше. Это позволяет расширить функциональные возможности экскаватора и использовать его в том числе для подъема грузов. Случается и так, что владельцы обычных экскаваторов самостоятельно наваривают крюки на ковш. Нужно ли регистрировать подобную спецтехнику в качестве грузоподъемной в Ростехнадзоре?

Ответ однозначный – да. Любая техника, предназначенная для подъема грузов, должна пройти регистрацию в Ростехнадзоре. Это относится и к переделанным экскаваторам (для этого должно быть техническое обоснование), и к кранам-экскаваторам, которые выпускаются в такой конфигурации производителем.

Нужно ли регистрировать кран-экскаватор в Ростехнадзоре, если спецтехника используется только для экскавационных работ? Нет, в этом случае ставить машину на учет не требуется, поскольку она не будет использоваться для грузоподъемных операций.

Ранее мы писали о технических характеристиках автокрана КС-5579 Мотовилиха.