ЗНАМЕНИТЫЙ ЗИЛ 130: УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ

ЗНАМЕНИТЫЙ ЗИЛ 130: УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ

Легендарный ЗИЛ 130 — грузовик, история которого начинается еще в послевоенное время, когда СССР нуждался в технике для нужд сельского хозяйства. Этот автомобиль советского, а затем и российского производства сменил устаревшую модель ЗИЛ 164. Семейство ЗИЛ 130 подверглось множеству изменений и доработок, прежде чем автомобиль стал тем, к чему мы все привыкли сегодня.

Сначала он выпускался под маркой ЗИС 125, а название ЗИЛ 130 получил после реструктуризации и переименования автозавода, и носил его с 1962 по 2010 год. Сборка грузовика сначала осуществлялась на московском заводе, но в 1990-е годы производство было перемещено в Новоуральск, где машина была переименована в «Амур».

ЗНАМЕНИТЫЙ ЗИЛ 130: УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ

Содержание

  1. Характеристики и конструкционные особенности
  2. Эксплуатационные качества грузовика
  3. Сегодняшнее положение дел

Характеристики и конструкционные особенности

Интересно, что ЗИЛ 130 является первым грузовиком своего класса, окрашенным в бело-голубые цвета, тогда как его предшественники выпускались, в первую очередь, для военных нужд, поэтому и красились в цвет хаки.

Рассматриваемый грузовой автомобиль имеет следующие габаритные размеры.

ГабаритыЦифровые показатели
длина667,5 см;
высота240 см;
ширина рамы250 см;
величина колесной базы380 см;
передняя и задняя колеи180 и 179 см соответственно;
клиренс27,5 см.

 

Масса автомобиля равна 4,3 тонны при грузоподъемности в 5 тонн. Устройство автомобиля предусматривает изготовление переднего моста из стальной двутавровой балки и подвеску зависимого типа, смонтированную на продольные полуэллиптические рессоры. Грузовик ЗИЛ 130 оснащен цельнометаллической кабиной с одноместным водительским и двухместным пассажирским местами, а также омывателем ветрового стекла, стеклоочистителем с двумя щетками и системой отопления. В крыше выполнено два люка для вентиляции.

На базовый автомобиль смонтирован деревянный бортовой кузов, окантовка и поперечины которого выполнены из металла. Три борта платформы являются откидными. Справа на лонжероне расположен кронштейн, на котором закреплено запасное колесо. Слева под кузовом находится ящик с инструментами.

Расход бензина ЗИЛ 130 составляет 32 литра на 100 км. В зимний период этот показатель вырастает до 40 литров. Вместимость топливного бака — 175 л, что позволяет грузовику проходить примерно 500 км, не нуждаясь в дозаправке.

Первые модификации ЗИЛ 130 оснащались четырехтактным шестицилиндровым V-образным бензиновым мотором объемом в 5,2 литра при мощности в 135 л. с. и частоте вращения 3200 об/мин. На практике выяснилось, что эти технические характеристики явно недостаточны для полноценной эксплуатации грузовика, поэтому в процессе модернизации двигатель был заменен на 8-цилиндровую силовую установку объемом в 5,99 литра и мощностью в 150 л. с.

Полный привод в случае ЗИЛ 130 не предусмотрен. Заднеприводная трансмиссия состоит из механического сухого сцепления с одним диском, промежуточной опоры, карданной передачи, полуосей с полной разгрузкой и пятиступенчатой КПП с двумя синхронизаторами, обеспечивающими выравнивание скоростей.

Все колеса ЗИЛ 130 4×4 оснащены барабанными тормозами, функционирующими под действием пневматической системы. В специальном резервуаре сохраняется резерв воздуха, давление которого обеспечивается механическим компрессором, приводимым в работе посредством шкива водяной помпы ременной передачи.

В стояночном тормозе применяется барабан, обеспечивающий блокировку карданного вала.

Эксплуатационные качества грузовика

Шасси оснащено грузопассажирским кузовом с откидным задним бортом. По бокам платформы предусмотрены решетки с откидными скамейками, вмещающими до 16 пассажиров. Также рама ЗИЛ 130 допускает возможность установки дополнительной съемной лавки, вмещающей 8 человек.

Базовая комплектация автомобиля включает в себя тент, снятие и установка которого могут осуществляться в любое время благодаря специальным дугам. Конструкция кузова также обладает практичностью. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ существенно упрощается за счет высоты пола грузовой платформы, совпадающей с уровнем высоте пола в ж/д вагонах.

Аналогично любому транспортному средству, автомобиль ЗИЛ 130 обладает собственными преимуществами и недостатками. К положительным особенностям относятся следующие.

  • Привлекательная стоимость машины.
  • Низкий уровень требований к используемому топливу.
  • Сравнительно малые размеры и вес, обеспечивающие хорошую маневренность даже в городских условиях.
  • Ремонтопригодность и доступность деталей и запчастей.
  • Хороший уровень проходимости и высокий клиренс.
  • Наличие гидроусилителя руля.

Наряду с преимуществами, грузовик обладает и рядом недостатков, к которым можно отнести не самую высокую грузоподъемность и скорость. Автомобиль достаточно подвержен поломкам и неполадкам. В зимний период могут возникать проблемы с пуском мотора, а расход топлива ЗИЛ 130 находится на довольно высоком уровне.

Кабину по современным меркам также сложно назвать комфортной — отмечается низкий уровень тепло- и шумоизоляции, а также неудобная форму сидений.

Сегодняшнее положение дел

С 1986 г. завод начал выпуск новых грузовиков модели 4331, год за годом пользовавшихся все большим спросом. С учетом экономического кризиса в начале 1990-х многие организации стали отказываться от популярной модели грузовика из-за устаревшей конструкция, дорогостоящей эксплуатации и регулярной потребности в ремонте.

В результате объем производства ЗИЛ 130 снизился, а выпуск грузовиков был перенесен в Новоуральск на Уральский автомоторный завод, где машина со временем была преобразована в 6-тонный Амур 53131. Обновленная модель получила некоторые внутренние изменения и обновления, однако внешнее исполнение кабины и кузова осталось прежним. Несмотря на то, что грузовик во многом уже устарел, полностью списывать его со счетов еще никто не собирается — недорогие и неприхотливые ЗИЛ 130 еще много лет будут востребованы в самых различных отраслях деятельности.

В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что данная модель позволяет устанавливать самое разнообразное специальное оборудование. Наряду с бортовым грузовиком, предназначенным для эксплуатации в условиях температур от −45 до +55°С, модельный ряд включает в себя седельный тягач, самосвалы строительного и сельскохозяйственного назначения, автозаправщики и передвижные топливные цистерны, авторезервуары для пищевых жидкостей, автомобильные гидроподъемники, бетоносмесители, пожарные, коммунальные и многие другие типы спецавтомобилей.

Более того, в Москве уже несколько лет выпускается прямой наследник легендарной «стотридцатки» — ЗИЛ 433360, оснащенный современной кабиной повышенной комфортабельности с дизельного грузовика модели 4331. Помимо базовой бортовой автомашины выпускается модификация 433362 — шасси ЗИЛ 130, позволяющее выполнять установку самых разнообразных кузовов, платформ и другого дополнительного оборудования. В качестве альтернативы прожорливой (как показывает тест-драйв) бензиновой установке 508.10 автомобиль может быть оснащен дизельным двигателем Д-245.9 — такая модификация грузовика выпускается под маркой ЗИЛ 4329.

В целом за сорок с лишним лет своей истории автомобиль заслужил репутацию надежного и долговечного грузовика, неприхотливого в обслуживании и эксплуатации и не требующего сложного ремонта. Хорошо всем знакомый ЗИЛ 130, ныне — АМУР 53131, по сей день повсеместно встречается на дорогах во всех уголках Российской Федерации.

Множество вариаций и модификаций обеспечило широкую востребованность транспортного средства в самых различных сферах хозяйства, от строительства до военной отрасли. И, судя по всему, автомашина еще долго будет пользоваться спросом.