Виды строительных подъемников

Виды строительных подъемников

Подъёмники пришли на смену строительным лесам лет двадцать назад. Но необходимость в механизмах, облегчающих безопасный подъём и перемещение людей и грузов на стройплощадках, назрела давно. Сейчас подобрать нужную модель несложно, если предварительно разобраться с тем, какие бывают виды строительных подъёмников.

Общая классификация

Подъёмники, применяемые в строительстве, разделяют по нескольким признакам:

  • по способу установки на передвижные, способные перемещаться вокруг здания на колесах, гусеницах или по рельсам, и несамоходные, которые устанавливают в определенном месте;
  • по способу монтажа подъёмники могут быть мобильными и немобильными. Последние для передислокации на другое место или объект разбирают и затем собирают заново;
  • по назначению модели делят на грузовые или грузопассажирские;
  • по конструкции направляющих грузонесущего механизма различают модели с жесткими либо гибкими направляющими;
  • по виду грузонесущего аппарата. Грузопассажирские модели оборудуют полностью или частично закрытыми кабинами, клетями, в грузовых для этого предназначены платформы, консоли, ковши.
Виды строительных подъемников
Строительные подъемники

Из всех перечисленных выше разновидностей большую популярность получили далеко не все и конечного потребителя больше интересуют следующие характеристики:

  • вид шасси передвижных моделей – колесные или гусеничные;
  • тип потребляемой энергии – электрические, бензиновые или дизельные;
  • грузоподъёмность и скорость работы;
  • вид подъёмного механизма – ножничный или коленчатый;
  • пневматический или гидравлический привод.

Рассмотрим эти параметры подробнее.

Вид шасси

Шасси – это несущая рама, к верхней части которой монтируют сам подъёмник, а нижняя часть представляет собой либо жесткое основание для стационарных моделей, либо колеса, предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования или по специально проложенным рельсам.

Самые тяжелые агрегаты собирают на гусеничном ходу. Такая конструкция снижает нагрузку на поверхность и позволяет машине удерживать вертикальное положение, но для перемещения за пределами строительной площадки придется привлекать грузовой эвакуатор.

Электрическая вилка или топливный бак

Виды строительных подъемников
Ножничный подъемник

Стационарные модели обычно устанавливают в тех местах, где поток грузов постоянен и задачи подъёмника не меняются. В таких местах, как правило, уже существуют проложенные электрические кабели, и подключить новое оборудование к существующим сетям нетрудно. Модели с электродвигателем приобретают для работы внутри помещений, чтобы не загрязнять воздух выхлопами.

Во всех остальных случаях независимость от линий электропередач намного выгоднее и выбор стоит между бензиновым либо дизельным двигателями.

Долгое время дизель проигрывал бензиновому аналогу. Стандартные ДВС были тише, компактнее и дешевле. Однако, после модернизации системы впрыска топлива и появления турбонаддува расстановка сил поменялась и сейчас всё большее число потребителей предпочитает дизель. Его преимущества очевидны:

  • расход топлива на 30–35% меньше;
  • токсичность выхлопа значительно ниже за счет более эффективного сжигания;
  • срок службы дизеля почти вдвое больше бензинового аналога;
  • отсутствие ряда проблем с системой зажигания, характерных для бензинового ДВС;
  • более высокий КПД.

Дизельные модели дороже бензиновых, но выигрывают в мощности. Поэтому для многотоннажных подъёмников первые предпочтительней.

Ножничный или коленчатый

Виды строительных подъемников

Ножничный механизм представляет собой огромный домкрат, который поднимает груз строго по вертикали на высоту до 10 м. Он состоит из системы шарниров и рычагов. Приводят ее в движение пневматика, гидроцилиндры или электропривод. В сложенном состоянии такой агрегат занимает мало места, поэтому чаще всего используется в автомастерских и складских комплексах. Рабочая платформа может быть выдвижной или комплектоваться специальной консолью для перемещения поднятого груза на стеллаж.

Если нужно попасть в труднодоступные места, а подъездные пути ограничены, большую пользу принесет подъёмник коленчатого типа. Устройство представляет собой стрелу, поделенную на несколько колен. Положение каждого можно менять с пульта управления. При помощи коленчатых подъёмников успешно решают задачи:

  • прокладки трубопроводов и силовых линий;
  • проведения ремонтных и отделочных работ на фасадах зданий;
  • установки наружной рекламы;
  • обрезки деревьев на значительной высоте;
  • операций на световых мачтах и линиях ЛЭП и другие.

Подъёмники такого типа устанавливают на шасси грузовых автомобилей. Именно их используют специалисты коммунальных служб, работники МЧС и пожарные.

Пневматический или гидравлический привод

Это устройство поднимает или опускает рабочую платформу или кабину с людьми. В лифтах жилых домов используется другая конструкция – система лебедок и талей с электроприводами, но для передвижных моделей предпочтителен другой принцип — нагнетания воздуха или жидкости. За счет повышения давления в камере цилиндра и совершается подъём поршня. Положение верхней платформы машины регулируется изменением давления в цилиндрах.

Пневматический привод прост и экономичен. Он позволяет управлять перемещением с точностью до 2,5 мм. Пневматика предпочтительна в местах с экстремально жесткими условиями – стандартный диапазон температур для ее использования колеблется от -40 до 120 °С. Пневмоприводы требуют минимального обслуживания, недорого стоят и безопасны в работе.

Из недостатков отмечают низкий КПД при слабом давлении и возникающие проблемы при попадании загрязненного воздуха в цилиндры.

Этих недочётов лишены гидравлические модели. Они способны создавать силу в 25 раз больше пневматики при тех же размерах и нагнетать давление до 27 МПа. Так как жидкость в отличие от газа практически не сжимается, гидропривод без труда удерживает заданное давление без подкачки. Гидропривод можно располагать на большом расстоянии от двигателя и насосов без потерь мощности.

По сравнению с пневмоприводами гидравлика нуждается в большом количестве дополнительных компонентов, включающих насосы, резервуары для жидкости, двигатели, теплообменники, клапаны. Подтекание жидкости может привести к серьезным сбоям в работе оборудования, поэтому гидроприводам требуются регулярные профилактические осмотры.

Перед покупкой строительного подъёмника необходимо продумать все параметры будущей модели, чтобы она максимально соответствовала поставленным задачам и быстро окупила вложенные средства.