МИНСКИЙ ТРАКТОР «БЕЛАРУС» — ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕНЕНИЕ

МИНСКИЙ ТРАКТОР «БЕЛАРУС» — ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕНЕНИЕ

Трактор «Беларус» входит в линейку продукции МТЗ, включающую в себя нескольких десятков моделей данной спецтехники. Различные представители этой знаменитой серии пользуются огромной популярностью не только на территории СНГ, но и во многих европейских странах. Стоит разобраться в том, чем же они так хороши.

Содержание

  1. История развития серии
  2. Наиболее популярные модели техники
  3. Сфера применения

Содержание:

История развития серии

Производством тракторов серии «Беларус» занимается Минский тракторный завод, являющийся одним из крупнейших предприятий данной сферы на мировом рынке. Деятельность завода началась еще в годы Великой Отечественной войны — тогда выпускаемые трактора чаще всего обозначались аббревиатурой МТЗ, к которой присоединялся порядковый номер конкретной модели и добавлялось слово «Беларусь».

В 1953 году увидели свет трактора «Беларусь» МТЗ-1 и МТЗ-2. На вторую модификацию изначально устанавливался 37-сильный дизельный двигатель Д-36, который с 1957 года был заменен моделью Д-40К, имевшей мощность в 40 л. с. В результате состоявшейся в 1957 году модернизации трактор был оснащен коробкой передач с 10 скоростями и гидравлической системой навесного оборудования с раздельными агрегатами. Новая модель получила название МТЗ-5. Далее последовали модификации 5М и 5Л, в которых были обновлены системы пуска двигательной установки и электрики. Также чуть позже увидел свет гусеничный трактор «Беларус» модели 5МС и 5ЛС, способный выполнять работы на сложных почвах.

В 1958 году началось производство тракторов модели МТЗ-7, на которых ведущими были все четыре колеса. 1962 год ознаменовался выпуском МТЗ-50, в нем был установлен двигатель Д-50, МТЗ-52 стала полноприводной вариацией. Массовое производство этих моделей осуществлялось вплоть до 1985 года. Также была выпущена экспортная версия МТЗ-60, оснащенная силовой установкой СМД-12.

МИНСКИЙ ТРАКТОР «БЕЛАРУС» — ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕНЕНИЕ

1974 год ознаменовался началом выпуска получившего огромную популярность трактора МТЗ-80 (полноприводная версия — 82), оснащенного мотором Д-240, выдававшим 75-80 л. с. Первые выпуски новой модели были практически полностью унифицированы с серией 50, однако с течением времени устройство машины дорабатывалось и совершенствовалось, что снижало уровень унификации, а также затрудняло обслуживание и ремонт старой модели. В 1984 году состоялся выпуск модели МТЗ-100 (полноприводный — 102), оснащенной силовой установкой Д-245, ее мощность — 100-110 л. с. Данная версия была унифицирована уже с 80-й.

Высокая степень унификации является немаловажным преимуществом всей линейки техники «Беларус», так как это существенно упрощает ремонт и обслуживание машин. Завод МТЗ — одно из немногих предприятий, использующих практически замкнутый цикл производства, то есть большинство узлов и компонентов выпускаемой техники производится на территории Беларуси дочерними предприятиями ПО МТЗ.

Последние модели тракторов унифицированы в меньшей степени, поскольку для обеспечения мощности, превышающей более 200 л. с., завод оснащал выпускаемые машины импортные двигателями и гидравлическими системами. Изначально на трактора устанавливались дизельные моторы марки «Детройт», в последние годы — «Дойц». Кроме того, минитрактор «Беларус» модели 320 комплектуется установкой «Ламборджини», развивающей до 36 л. с. Однако большая часть массовой техники от 80 до 200 л. с. оснащается силовыми агрегатами производства Минского моторного завода: в первую очередь это моторы Д-243, Д-245 и Д-260.

Наиболее популярные модели техники

На текущий момент выпускаемая Минским тракторным заводом линейка «Беларус» включает в себя множество моделей, лишь часть из которых широко применяется на территории РФ. В частности, модельный ряд данной техники включает в себя следующие машины:

  • «Беларус» 320.4 — колесный универсальный трактор. Применяется в строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, промышленной и других отраслях. Оснащен 3-цилиндровой 36-сильной силовой установкой и МКПП, а также универсальной раздельно-агрегатной гидронавесной системой.
  • Модификация 321 — минитрактор «Беларус» на колесах, полноприводная модификация модели 320. Применяется в аналогичных сферах, имея при этом сниженный вес и меньшую колею колес.
  • «Беларус» 311 — универсальная колесная модель, используемая в строительстве, сельском хозяйстве и коммунальными службами. Оснащена мотором мощностью 30 л. с. и механической трансмиссией.
  • «Беларус» 921 — модель повышенной мощности, оснащенная 4-цилиндровым дизелем Д-245, способным выдать до 95 л. с. Имеет грузоподъемность 3600 кг, предназначена для применения в сельском хозяйстве в сочетании с различным прицепным и навесным оборудованием.
  • Трактор 82.1 — универсальная модель спецтехники повышенной проходимости, колесная формула — 4×4. Оснащен двигательной установкой Д-243 мощностью 81 л. с. и механической КПП. Может использоваться в различных сельскохозяйственных сферах, а также применяться как погрузчик или буксир для тяжелого транспорта.
  • «Беларус» 2022.3 оснащается 200-сильным турбированным двигателем Д-260 4S2 с интеркулером, а также собственной оригинальной КПП. Гидравлическая система аналогична Bosch, используемой в версии 1523. 2022 является первой моделью трактора «Беларус», базовая комплектация которой включает кондиционер. Кроме того, машина получила сдвоенную конструкцию задних колес.
  • Модификация 3522 — самый мощный трактор «Беларус», оснащенный силовой установкой Deutz 2013L06-4L, способной выдать 355 л. с. и укомплектованной турбиной и интеркулером. Трансмиссия 24×12 имеет встроенный уменьшитель хода, характерный для серии 3000. Кабина оснащена кондиционером. Базовая комплектация машины предусматривает расположенные спереди ВОМ и навесное устройство.

Стоит отметить, что некоторые модификации реализуются только в России, другие поставляются исключительно в Европу. Так, существуют вариации моделей 1523.4 и 2022.4, оснащенных моторами Минского моторного завода Д-260S4, получившими обновленную систему топливного впрыска Common Rail, снижающую расход ГСМ. Эти модификации в РФ почти не поставляются, а их выпуск осуществлялся лишь очень малыми партиями.

Сфера применения

Техника, входящая в состав линейки «Беларус», широко применяется в различных сферах деятельности и с различным навесным оборудованием, например — со щеткой или гидроманипулятором. В частности, рассматриваемые машины пользуются спросом в следующих сферах деятельности:

  • строительство;
  • дорожные работы;
  • коммунальное хозяйство;
  • планировка почв;
  • погрузка и разгрузка различных грузов;
  • буксировка крупных транспортных средств;
  • сельское хозяйство и т. д.

Важнейшими отличительными особенностями различных представителей линейки «Беларус» являются высокие эксплуатационные и технические характеристики трактора, а также низкий расход топлива. Немаловажное преимущество данной техники состоит в том, что многие модели способны работать на газодизельном топливе. Продукция Минского тракторного завода выделяется среди конкурентов достаточно низкой стоимостью при высоких показателях мощности и производительности.

Следует отметить и универсальность большинства тракторов, позволяющую применять их для выполнения самых различных видов работ. В частности, одни и те же модели могут использоваться в сельскохозяйственной, строительной, промышленной или коммунальной отраслях. Кроме того, разработка машин осуществляется на территории СНГ, поэтому их конструкция, шины и различные узлы отлично адаптированы для эксплуатации в России. Техника серии «Беларус» способна успешно справляться с самыми серьезными нагрузками и климатическими, погодными и дорожными условиями. Отличающиеся надежностью, долговечностью и производительностью тракторы данной серии позволяют экономить при проведении ремонтных и сервисных работ за счет доступности цен на запчасти и расходные материалы. Тракторная техника МТЗ очень популярна и в роли базового шасси для создания машин спецназначения.

Тракторы серии «Беларус» вряд ли можно считать полноценной заменой ведущих иностранных моделей, но это оптимальный вариант бюджетной техники с отличными эксплуатационными показателями.