КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Грузоперевозки как род деятельности подразумевают использование определенного вида транспорта, представленного четырьмя разновидностями: автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный. Грузовые автомобили являются наиболее масштабным и популярным из этих четырех видов, каждый из которых обладает собственными преимуществами и недостатками.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Содержание

  1. Грузовик как категория транспорта
  2. Типы грузовых авто
  3. Классификация по типу грузовой платформы
  4. Специфические типы платформ

Грузовик как категория транспорта

Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство, предназначенное для перевозки различных видов грузов. В зависимости от преодолеваемого расстояния различают несколько типов грузоперевозок:

  • местные — по территории одного населенного пункта;
  • региональные — в пределах района или области;
  • межрегиональные — между разными регионами;
  • международные — между государствами.

Различные виды грузовиков считаются наиболее надежным и удобным видом транспорта для перевозки грузов благодаря целому ряду преимуществ, таких как маневренность, проходимость, высокая скорость, возможность планирования оптимального пути, различный тоннаж и т. д. В связи с этим расходы на содержание автопарка грузовиков в большинстве случаев полностью окупаются.

Современные грузовые машины могут применяться для транспортировки практически любых грузов. При этом перевозка тех или иных видов продукции и изделий может предусматривать различные требования к грузовым автомобилям. В соответствии с этими требованиями различают и типы автотранспорта.

Одним из критериев классификации грузовых автомашин является устройство кузова. Бортовая платформа — наиболее популярный тип, позволяющий транспортировать практически любые виды грузов. Существует также целый ряд кузовов, отличающихся габаритными размерами и позволяющих перевозить конкретные типы продукции: штучные товары перевозятся в фургонах, контейнеры — в контейнеровозах, жидкие вещества — в цистернах, сыпучие — в самосвалах и т.д.

Также выделяют типы грузовых автомобилей по способу загрузки. В данном случае следует отметить седельные тягачи, используемые для перевозки различных грузов с помощью полуприцепов.

Типы грузовых авто

С точки зрения устройства все модели грузовиков представляют собой автомобиль, к которому конструктивно присоединена грузовая платформа, закрепленная тем или иным способом на несущей раме. Наиболее популярной разновидностью грузовика является бортовой. Устройство данной машины предусматривает наличие открытого кузова, ограниченного с четырех сторон бортами, высота которых может варьироваться. Грузовики бортового типа чаще всего используются для перевозки строительных материалов и других грузов, не предусматривающих специальных условий хранения и обращения.

Фургон — класс грузового автомобиля, основное отличие которого от бортового заключается в закрытой конструкции кузова, выполненного из металла или накрытого тентом. В результате обеспечивается защита внутреннего пространства от проникновения осадков, грязи и пыли, что существенно расширяет перечень транспортируемых грузов. Размеры грузовых автомобилей с фургонным кузовом могут варьироваться, так же как и тип самого кузова. В частности, изотермический фургон позволяет поддерживать внутри платформы определенные микроклиматические условия.

Тягачи — модели грузовых автомобилей, используемые для буксирования прицепного оборудования различных типов. В основном это седельные тягачи, в которых для буксировки полуприцепов используется специальное седельно-сцепное устройство. Как может показать тест-драйв грузовиков, седельные тягачи с полуприцепной техникой по целому ряду критериев превосходят грузовой транспорт со стационарной грузовой платформой:

  • улучшенная маневренность;
  • увеличенная масса перевозимых грузов;
  • повышенная допустимая длина транспортируемых предметов;
  • возможность замены неисправного тягача без необходимости перемещать груз на другой автомобиль.

К прицепному и полуприцепному оборудованию относят специальные грузовые автотранспортные средства, не имеющие собственного двигателя и используемые в составе автомобильного поезда, приводимого в движение тягачом.

Прицеп отличается от полуприцепа наличием собственной опоры на колесные оси, тогда как передняя часть полуприцепа опирается на раму седельного тягача. Прицепы могут иметь различные технические характеристики и используются для транспортировки самых разных категорий грузов.

Классификация по типу грузовой платформы

Кузовная платформа закрепляется на раме автомобиля и используется для погрузки и транспортировки того или иного вида груза. Классификация грузовых автомобилей предусматривает деление транспортных средств на категории по виду установленного кузова. Три основных — это бортовой кузов, фургон и самосвал.

Бортовой кузов является наиболее старым и распространенным типом. Выполняется в виде грузовой платформы, с четырех сторон ограниченной вертикальными бортами. Помимо возможности демонтажа всех бортов, один или несколько могут откидываться, упрощая выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Тентованный кузов представляет собой вариацию бортового, оснащенную специальным каркасом, на который натягивается тент из прочной ткани, например, из брезента. Различные виды грузовых автомобилей с тентом используются как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки различных типов грузов, требующих защиты от внешних воздействий и посторонних взглядов. Тип загрузки тентованных автомобилей и прицепного оборудования может варьироваться, но наиболее распространенным вариантом является задняя погрузка.

Фургон — цельнометаллический кузов, отличается от тентованного тем, что стенки и крыша выполнены также из металла, а не из ткани, а ширина платформы остается неизменной по всей высоте. В результате кузов обладает повышенной прочностью и оснащен запирающимися дверцами, обеспечивающими дополнительную защиту груза. С учетом конструкции кузова количество доступных способов выполнения погрузки и выгрузки существенно ограничивается.

Самосвал представляет собой открытый металлический кузов бортовой конструкции, оснащенный функцией самостоятельной выгрузки транспортируемых сыпучих материалов. Современные самосвалы оснащаются для этой цели гидравлическим приводом, осуществляющим подъем кузовной платформы. Задний борт закреплен на шарнирах: при подъеме кузова он под действием собственной тяжести откидывается, открывая путь для высыпания груза.

Специфические типы платформ

Платформа, одним из типов которой является низкорамный трал, — специализированная разновидность кузова, позволяющая перевозить тяжеловесные и негабаритные предметы. Характеризуется высокой грузоподъемностью, достигающей 200 тонн, а также оснащается специальными приспособлениями для крепления перевозимого груза. Платформы и тралы могут использоваться для перевозки автотранспорта, различного оборудования и техники, лесоматериалов, труб и т. д.

Изотермическая платформа является доработкой цельнометаллического фургона. При изготовлении стенок используются теплоизоляционные материалы, минимизирующие перепады температур внутри. Такие условия позволяют сохранить груз, чувствительный к температурному режиму.

Рефрижераторы — улучшенная модификация изотермического кузова, дополнительно оснащенная специальным климатическим холодильным оборудованием, позволяющим поддерживать температуру внутри фургона на определенном сниженном уровне. Рефрижераторные автомобили используются только для перевозки скоропортящихся грузов, поскольку, как показывают тесты грузовиков, постоянная работа холодильника приводит к существенному повышению расхода топливной смеси.

Цистерна — разновидность металлического кузова, предназначенного для перевозки материалов в жидкой, порошкообразной или сыпучей формах (цемент, мука). Наиболее предпочтительными являются алюминиевые цистерны. Данные авто отличаются меньшей массой, обладают улучшенной устойчивостью к коррозии и низкотемпературным воздействиям.

Автомобильные грузовые перевозки постоянно востребованы во всем мире благодаря массе неоспоримых преимуществ. Немаловажную роль в этом играет богатый выбор транспорта, позволяющий подобрать оптимальные марки грузовиков под любой тип груза и особенности его транспортировки, включая дальность, климатические и дорожные условия и т.д.