Как работает дорожный каток: виды катков, механизм их работы, как появляется вибрация

Как работает дорожный каток: виды катков, механизм их работы, как появляется вибрация

Как работает строительный каток? Как устроен механизм дорожного катка? Какими бывают строительные катки и чем они различаются? Ответы на эти и другие вопросы читайте далее в статье.

Строительный каток — это узкоспециализированное средство передвижения, которое в основном используется для устройства дорожных покрытий. У этой машины нет ни колес, ни гусениц, и она передвигается на паре стальных барабанов.

Барабаны всем весом давят на землю, оставляя за собой гладкую ровную поверхность. При укладке дорожного покрытия строительные катки последовательно выполняют три работы. Вначале они трамбуют слой щебенки, то есть раскрошенного камня. Потом уплотняют слой мелкого гравия. И наконец верхний слой, который состоит из смеси асфальта, камней и песка.

Каток новой конструкции, названный вибрационным катком, показан на верхнем рисунке. В старой конструкции катки утюжили дорожные слои одним лишь весом. В новой ловко использованы дополнительные тяжелые гири, укрепленные на осях внутри стальных барабанов. Барабаны вращаются медленно, а оси с гирями под действием гидравлического насоса, установленного на двигателе катка, крутятся быстро — они делают до 4000 оборотов в минуту. Гири закреплены так, что «смотрят» в одну сторону от оси (рисунок ниже). И поэтому при их вращении весь каток начинает вибрировать. Такая вибрация позволяет плотнее утрамбовывать слои камня, гравия и асфальта, чем это делали старые дорожные катки.

Полезная вибрация катка

Как работает дорожный каток: виды катков, механизм их работы, как появляется вибрация

Когда дополнительные гири, вращаясь, идут вверх, сила давления катка на грунт уменьшается на величину их веса. Когда гири идут вниз, давление на грунт увеличивается на ту же величину. Быстрое изменение силы давления на грунт приводит к тому, что каток начинает вибрировать.

Совместная вибрация

Как работает дорожный каток: виды катков, механизм их работы, как появляется вибрация

Дополнительный груз внутри каждого барабана вращается с постоянной скоростью около 4000 оборотов в минуту и заставляет барабаны чуть-чуть подпрыгивать. В это же время каток медленно движется по дороге, уминая ее поверхность с силой 7500 фунтов. Передний барабан делает первую трамбовку. Задний барабан идет по следу переднего и утрамбовывает дальше.

Виды строительных катков

Как работает дорожный каток: виды катков, механизм их работы, как появляется вибрация

Дорожный каток — это не вибрационный каток. Он пользуется лишь своим огромным весом, чтобы ровнять поверхности.

Как работает дорожный каток: виды катков, механизм их работы, как появляется вибрация

Колесный каток — особый тип катка, использующего поставленные в ряд колеса с твердыми, беспротекторными ободами.

Ранее мы писали о том, какие бывают виды автокранов по грузоподъемности, длине стрелы, характеристикам и другим отличиям.