ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР Т 150 — СОВЕТСКАЯ МАШИНА ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССА

ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР Т 150 — СОВЕТСКАЯ МАШИНА ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССА

Трактор Т 150 проектировался инженерами Харьковского тракторного завода как гусеничная техника общего назначения. В результате выпуск этой машины стал настоящим революционным прорывом в сфере тракторостроения. Пройдя через ряд модернизаций, трактор продолжает выпускаться и широко применяться и в настоящее время.

Содержание

  1. История появления и современное состояние дел
  2. Устройство и технические показатели
  3. Преимущества и недостатки модели

Содержание:

История появления и современное состояние дел

Производство тракторов линейки Т 150 было налажено на Харьковском тракторном заводе свыше сорока лет назад, причем сначала была выпущена колесная модификация Т 150К — первые образцы машины сошли с конвейера еще в 1971 году. В качестве прототипа при разработке использовалась оригинальная версия модели Т 125, снятая с производства в 1967 году. Модель 150 стала результатом глубокой модернизации Т 125 В 1979 году новая версия успешно прошла испытания на территории США, а в 1983 году увидел свет гусеничный трактор Т 150.

Данная модель тракторной техники получилась очень успешной, и производство доработанной версии трактора продолжается до сих пор. Машина, поставки которой осуществляются в самые разные страны по всему миру, успешно справляется с поставленными задачами в любых климатических и погодных условиях и применяется как лесовоз, тягач, скрепер и т. д. Практика показывает, что данная модель техники способна в течение длительного времени функционировать даже в отсутствие соответствующего технического обслуживания, поскольку узлы и механизмы трактора обладают существенным запасом прочности и долговечности.

ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР Т 150 — СОВЕТСКАЯ МАШИНА ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССА

За время своего существования модель ХТЗ Т 150 неоднократно модернизировалась. В частности, была произведена замена двигательной установки, регулярно дорабатываются и улучшаются органы управления трактора Т 150. Внимание к улучшению условий работы оператора позволяет машине на протяжении многих лет пользоваться в своем сегменте рынка повышенным спросом.

Модель Т 150 на сегодняшний день выпускается на территории Российской Федерации (завод ОрТЗ) и на Украине (предприятия ХТЗ и ХТА). Выпускаемые разными заводами тракторы имеют общую базу и минимум отличий друг от друга.

Устройство и технические показатели

Трактор модели Т 150 имеет следующие технические характеристики:

  • габаритные размеры (Д х Ш х В): 613×222×294,5 см;
  • вес — 7685 кг;
  • величина колесной базы — 286 см;
  • размер колеи — 168 (186) см.

В передней части рамы расположен 6-цилиндровый дизельный двигатель, изначально разработанный специально для Т 150. V-образная силовая установка с турбонаддувом выдавала до 150 л. с. и оснащалась схемой жидкостного охлаждения и электростартером. Двигательный агрегат соединен с коробкой передач и муфтой сцепления.

На данный момент трактор оснащается более мощным шестицилиндровым дизелем ЯМЗ 236ДЗ. Мощность мотора составляет 175 л. с. при объеме в 11 литров. Расход топливной смеси — 220 г/кВт/ч при вместимости топливного бака 315 литров.

На тракторе модели Т 150 используется КПП с двумя потоками, обеспечивающая передачу отдельного усилия на каждую из гусеничных тележек. Гидромеханическая трансмиссия может функционировать в нескольких режимах: рабочий, транспортный, замедление и задний ход. Также КПП предусматривает 4 диапазона работы, три из которых являются передними, один — задним. Устройство трактора Т 150 позволяет выполнять переключение режимов даже при полной остановки, а в процессе работы диапазоны благодаря постоянно-замкнутой муфте сцепления с двумя дисками переключаются без потери мощности.

Разворот машины может осуществляться силовым и кинематическим способами, благодаря чему рулевое управление трактором существенно облегчается. Центральная передача функционирует за счет двух планетарных редукторов. Благодаря такой схеме трансмиссии машина получила тяговое усилие в 5000 кг, позволяющее успешно использовать отвал бульдозерного типа.

Несущая рама оснащена двумя гусеничными тележками, каждое полотно крепится посредством подрессоренных кареток и направляющих роликов. Тряска при движении по сложным грунтам снижается за счет рессорного блока. Максимальная скорость трактора составляет 15 км/ч, задняя — 5-8 км/ч.

Водительская кабина, КПП и топливный бак расположены в задней части рамы. Кабина трактора Т 150 имеет цельнометаллическую конструкцию с каркасом безопасности и рассчитана на два места. Она отличается хорошей герметичностью, оснащена системами обогрева и кондиционирования.

С точки зрения удобства водительское место соответствует европейским требованиям. Обзорность улучшена за счет панорамного остекления, ветровое стекло оснащено стеклоочистителем. Для подогрева стекол используется система подачи горячего воздуха.

Преимущества и недостатки модели

Гусеничная модификация трактора Т 150 получила целый ряд улучшений по сравнению с предшественником, включая в два раза более мощный мотор и повышенную в 1,5 раза эксплуатационную массу, а также смещение центра тяжести вперед относительно центра опорной поверхности. Благодаря последнему решению удалось добиться выравнивания давления, возникающего при создании силы тяги, на всю длину гусениц. Смещение реализуется посредством отсоединения коробки передач от заднего моста и ее перемещения вперед, немного ближе к мотору.

Т 150 может поворачивать двумя способами. Кинематический способ позволяет оставить обе гусеницы ведущими, в результате чего весь вес машины прикладывается к ее развороту и обеспечивает тягу. Силовой способ предусматривает управление трактором посредством рулевого колеса.

В сравнении с предшествующей моделью, у Т 150 следующие преимущества:

  • повышение производительности, обеспечиваемое благодаря увеличению скорости работы при возросшей силе тяги;
  • уменьшение давления, оказываемого на почву, что обеспечивает возможность эксплуатации трактора в условиях черноземных, вспаханных земель и т. д.;
  • снижение нагрузки на трансмиссионные узлы, повышение срока их службы, а также уменьшение общих размеров и увеличение клиренса благодаря разделению передаваемой мощности на два потока;
  • общее улучшение условий труда тракториста.

Благодаря отдельным особенностям конструкции модель Т 150 обладает рядом преимуществ и перед колесной модификацией 150К:

  • меньшее удельное давление на почву, в результате чего вредное воздействие на грунт снижено вдвое;
  • сниженное втрое буксование;
  • заметно возросшая производительность;
  • сниженный на 10% расход топлива;
  • повышенный уровень безопасности;
  • повышение тягового усилия на 20-30%.

Также гусеничный вариант обладает по сравнению с колесным и определенными недостатками. Движение Т 150 запрещено в условиях дорог общего назначения, имеющих твердое асфальтобетонное покрытие. Гусеничная машина имеет меньшую базу, из-за чего сложнее агрегатируется с различным оборудованием и тяжелыми устройствами. Скорость движения трактора как в рабочем, так и в транспортном режиме достаточно мала, а специфика конструкции негативно влияет на изнашивание гусеничных цепей.

Выпускаемые сегодня Т 150 являются полноценными машинами европейского уровня — комфортабельной техникой с высокой производительностью. Несмотря на все преимущества, современной машиной данную модель назвать уже сложно — она не является лидером в своем классе с точки зрения технических возможностей, комфортабельности и уровня безопасности. Однако трактор ХТЗ Т 150 продолжает пользоваться большим спросом как в России, так и за ее пределами.