ГРУЗОВИК ГАЗ 53 КАК ПРИМЕР УСПЕХА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА

ГРУЗОВИК ГАЗ 53 КАК ПРИМЕР УСПЕХА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА

Имеющий отличные для своего времени технические характеристики ГАЗ 53 производился на Горьковском автомобильном заводе свыше 30 лет, сумев за это время снискать небывалую популярность среди жителей СССР, а затем и РФ. В течение всего срока существования автомобиля в него постоянно вносились усовершенствования и выпускались новые модификации. Последней из них является ГАЗ 53 12, производимый с 1983 года.

ГРУЗОВИК ГАЗ 53 КАК ПРИМЕР УСПЕХА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА

Содержание

  1. История автомобиля и его внешний вид
  2. Характеристики и особенности кузова
  3. Сфера применения автомобиля

История автомобиля и его внешний вид

Грузовик ГАЗ 53 представляет собой один из наиболее известных и популярных автомобилей советского производства, относящийся к третьему поколению грузовиков среднего тоннажа. Выпуск и первый тест-драйв ГАЗ 53 состоялся на Горьковском автомобильном заводе еще в 1959 году (серийное производство началось двумя годами позже), а завершился выпуск лишь в начале 1993 года. ГАЗ 53, с учетом всех выпущенных модификаций, можно считать наиболее массовым грузовиком в Советском Союзе: в общей сложности было выпущено свыше четырех миллионов автомобилей данной марки.

С октября 1961 года началось производство грузовика ГАЗ-53Ф с мотором на 82 л. с. и грузоподъемностью в 3,5 т. Непосредственно модель ГАЗ 53 была выпущена в июле 1964 года: это был 4-тонный грузовик с восьмицилиндровым V-образным двигателем ЗМЗ-53 мощностью 115 л. с. С 1965 году марка автомашины была изменена на ГАЗ 53А.

Различные модификации автомобиля выпускались на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до 1983 года. При этом самосвалы производились на базе шасси ГАЗ 53 02, автобусы — 53 40, базой для спецавтомобилей служило шасси модели ГАЗ 53 11. В 1983 увидела свет модель 53 12, в которой были внесены изменения в облицовку радиатора, головку цилиндра и ходовую часть. Грузоподъемность была повышена до 4,5 тонн. В 1990 году с выпуском модели 3307 производство ГАЗ 53 было прекращено, хотя эти автомашины и по сей день в больших количествах эксплуатируются в самых различных отраслях деятельности.

Грузовой автомобиль ГАЗ 53 имел очень современный для своей эпохи внешний вид. Радиатор имел цельную облицовку, выполненную заподлицо с передними фарами. Рама обладает высокой прочностью и надежностью. Топливный бак ГАЗ 53 располагается под водительским сиденьем, а его заливная горловина — рядом с двери водителя, позади кабины. Этот фактор оказался очень удобным в процессе перевода грузовика на газ, позволив выполнять установку газового баллона под кузовом, где у многих других грузовых автомашин располагается бензобак.

Машина ГАЗ 53 оснащена цельнометаллической двухдверной кабиной с одним сплошным сиденьем, позволяющим разместить водителя и двух пассажиров. Сиденье имеет цельную конструкцию, без разделения по количеству мест.

Характеристики и особенности кузова

Собственная масса снаряженного ГАЗ 53 составляет 3200 кг, полный вес — 7,85 тонны. Расчетная грузоподъемность последних модификаций автомобиля равна 4500 кг. Но на практике нередко встречается перегрузка, вызывающая различные неисправности, требующие ремонта или замены рессор.

Грузовик имеет следующие габаритные размеры.

АспектыЦифровые показатели
Длина640 см
Ширина240 см
Высота по кабине220 см

Предельно допустимая скорость движения автомобиля составляет 90 км/ч, хотя на практике ненагруженная машина способна достигать и 110 км/ч. Промежуток между задней и передней колесными осями составляет 370 см, колея задних и передних колес — 169 и 163 см соответственно. Величина клиренса составляет 26,5 см, руководство по эксплуатации регламентирует допустимые размеры покрышек от 8,25 до 20 дюймов.

Шасси предусматривает рамную конструкцию, на которой закреплены кузов и кабина. ГАЗ 53а может оснащаться различными типами кузова:

  • бортовой автомобиль;
  • самосвал;
  • фургон ГАЗ 53;
  • бензовозный автомобиль с цистерной;
  • грузовик спецназначения.

Рама выступает в качестве связующего звена между всеми агрегатами и системами автомашины, поэтому в случае необходимости возможна самостоятельная эксплуатация «голого» шасси, с которого можно демонтировать даже кабину и кузов. Устройство автомобиля предусматривало наиболее современную для того времени технологию пуска — электростартер с втягивающим реле. Грузовик также оснащен эффективной системой отопления и стеклоочистителями. Несмотря на цельную конструкцию водительского и пассажирского сиденья, размещение в кабине является достаточно удобным даже в теплой зимней одежде.

За все время своего существования машина оснащалась лишь двумя моделями бензиновых двигателей. Изначально и вплоть до 1967 года на модель 53Ф устанавливалась 6-цилиндровая силовая установка, но впоследствии она была заменена восьмицилиндровым мотором, объем которого составляет 4,25 литра.

В дальнейшем двигатель подвергался незначительным модификациям и доработкам, в результате чего изменялся его индекс, тогда как конструкция в целом оставалась той же.

Сфера применения автомобиля

Благодаря вместимости кузова грузовик может использоваться для перевозки грузов достаточно значительного объема, включая возможность эксплуатации ГАЗ 53 с прицепом грузов. Наибольшее применение автомашина получила в строительстве и сельском хозяйстве, в первую очередь — для перевозки сыпучих материалов. Грузовик может перевозить и упакованные товары и изделия. Сфера применения автомобиля существенно расширялась по мере того, как его все чаще эксплуатировали частные лица, предоставляющие различные услуги и адаптирующие автомобиль под самые различные условия работы.

На момент выпуска грузовик являлся одним из лучших представителей своего класса. Со временем он утратил некоторые свои преимущества, но многие достоинства можно выделить и по сей день.

  • Приличная для грузовика среднего тоннажа вместительность.
  • Отличная проходимость, включая бездорожье и стройплощадки.
  • Хорошая для данного класса маневренность.
  • Возможность использования самосвального кузова для повышения эффективности работы.
  • Неприхотливость в обслуживании, включая возможность использования нелучшего топлива, не опасаясь неисправности.
  • Достаточно низкая стоимость самой машины и запчастей для ее ремонта.

Несмотря на множество модернизаций и доработок, автомобиль обладает и рядом недостатков:

  • недостаточная комфортабельность для водителя;
  • высокий уровень создаваемого при езде шума;
  • минимальная шумоизоляция кабины, в которой слышен даже шум доносящегося с улицы ветра;
  • низкий уровень теплоизоляция, затрудняющий эксплуатацию в зимний период.

Отличные ходовые характеристики и расход топлива ГАЗ 53 делают автомобиль особенно эффективным при грузоперевозках внутри городов и на сравнительно малые расстояния. Использование автомашины для транспортировки грузов на большие расстояния также допустимо, но не всегда оправдывается из-за ограниченной вместительности кузова.

Отдельные модификации, оснащенные предпусковым подогревом мотора, предназначались для использования в военной сфере, однако сегодня широко распространены и в других отраслях.