БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ САМОСВАЛ КАМАЗ 5511 — МОЩНЫЙ И ВЫНОСЛИВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ САМОСВАЛ КАМАЗ 5511 — МОЩНЫЙ И ВЫНОСЛИВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Самосвал КамАЗ 5511 — известная модель машины производства Камского автомобильного завода, выпускавшаяся с 1977-го по 1990-й г. Грузовой автомобиль, который в настоящее время широко применяется в различных сферах деятельности, стал одним из первых, очень удачных проектов для завода. Автомобильный рынок СССР никогда не предлагал покупателям широкого выбора самосвалов. Во время строительного бума 1970-х особенно актуальной стала грузовая техника высокого качества, способная долгое время функционировать с высокими нагрузками. Благодаря этому Камский автозавод приступил к разработке грузовой автомашины для строительных площадок, выпущенной в свет в 1977 г. Особенностью новой модели, сразу бросавшейся в глаза, являлась достаточно непривычная, по сравнению с другими отечественными автомобилями, ярко-желтая окраска.

Содержание

  1. Характеристики и габариты
  2. Двигательная установка
  3. Кабина и кузов
  4. Тормозная система

Содержание:

Характеристики и габариты

Технические характеристики КамАЗ 5511 были просто выдающимися. Масса в снаряженном состоянии составляла 9 250 кг, полная — 17 400 кг. Машина была способна транспортировать грузы весом до 10 тонн и оснащалась пневматическими камерными шинами повышенного радиуса. Объем кузова составлял 6,6 м3, максимальный угол откидывания — 60 градусов.

БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ САМОСВАЛ КАМАЗ 5511 — МОЩНЫЙ И ВЫНОСЛИВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Размеры самосвала КамАЗ-5511:

  • длина полная — 710 см;
  • высота по козырьку — 270 см;
  • ширина автомобиля — 250 см;
  • размер колесной базы — 284 см.

Еще одна немаловажная характеристика КамАЗ 5511 — максимальная скорость, составлявшая 90 км/час. При этом машина была способна на преодоление подъемов под углом до 25°.

КамАЗ 5511 был выполнен в виде трехосной конструкции высокой прочности с колесной формулой 6×4. Отличительными особенностями являлись высокая грузоподъемность, универсальность применения и отличная проходимость. Новый автомобиль в первую очередь был предназначен для перевозки разнообразных грузов, в том числе сыпучих, по автодорогам с практически любым покрытием. Основные узлы и детали машины, включая компоненты электрооборудования, были унифицированы с запчастями других машин Камского завода, что позволяло ее отремонтировать в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями. К 1979 году было произведено уже 10000 автомобилей. А через год была выпущена усовершенствованная версия модели — КамАЗ 55102 с улучшенными параметрами и компонентами, например, была улучшена электрическая схема на КамАЗ.

На протяжении последующих десятилетий выходили все новые и новые улучшенные модификации автомобиля, например, очень популярный КамАЗ 55115, производство которого осуществлялось с 1987-го по 2012-й г.

В новом самосвале использовались современные для того периода технические решения, такие как фары, имеющие асимметричный луч свечения, существенно снижающий риск ослепить водителей встречных автомашин. При экстренной остановке электросхема КамАЗ предусматривала активацию аварийной сигнализации, обеспечивавшей одновременное включение всех поворотных огней в режиме мигания, для чего была доработана схема электропроводки КамАЗ 5511.

Двигательная установка

На самосвалы КамАЗ-5511 устанавливался двигатель «КамАЗ 740» производства Камского автозавода. V-образная дизельная силовая установка с 4 тактами и 8 цилиндрами имела повышенный уровень надежности. Агрегат устанавливался спереди продольно. Двигатель оснащался системой жидкостно-воздушного охлаждения, а турбонаддув на тот момент отсутствовал, из-за чего мощность агрегата была немного ниже по сравнению с аналогичными автомобилями других производителей. Основные характеристики двигательной установки «КамАЗ-740»:

  • рабочий объем — 10 850 см3;
  • номинальный показатель мощности — 146 (210) кВт (л. с.);
  • максимальное значение крутящего момента — 637 Нм.

Топливный бак самосвала имел объем 300 л. Расход топлива у КамАЗ 5511 варьировался в зависимости от времени года. Зимой автомобиль расходовал 30 л на 100 км пути, в летний период — 27 л.

Кабина и кузов

КамАЗ-5511 был оснащен цельнометаллической двухместной кабиной, непосредственно располагающейся над двигательной установкой. Чтобы подобраться к двигателю, кабина откидывалась вперед с помощью торсионного механизма. Внутри салона располагалось достаточно комфортное водительское кресло, оснащённое ремнями безопасности и имевшее большое количество настроек. Пол и стены в кабине были изолированы от внешнего шума и утеплены. Учитывая, что самосвал был предназначен для грузоперевозок в пригородной зоне, спальное место отсутствовало.

Основные особенности конструкции КамАЗ-5511, включая объем кузова, были связаны именно с его предназначением. На самосвал устанавливался крупногабаритный стальной сварной кузов ковшового типа. Для дополнительной защиты кузова со стороны кабины имелся специальный козырек. Задняя часть кузова была расширена, упрощая процесс разгрузки сыпучих материалов. В качестве дополнительной функции кузов КамАЗ оснащался специальной системой подогрева за счет отработавших газов двигателя, предотвращавшей замерзание перевозимых грузов зимой.

Цилиндр подъема кузова КамАЗ 5511 обеспечивал достаточно большую высоту поднятия. Гидроцилиндр механизма подъема кузова имел телескопическую конструкцию, состоящую из 3 ступеней. Максимальный угол, на который могла подняться кабина, составлял 60 градусов. При этом дальше кузов подниматься не мог, потому что срабатывал ограничительный клапан. Чтобы кузов в нагруженном состоянии поднялся, требовалось 19 секунд, опускался он за 18 секунд.

Для фиксации кузова в рабочем положении использовались стопорные пальцы, установленные на втулки кронштейнов опрокидывания. Запрокидывание кузова предотвращалось благодаря специальному страхующему тросу. Ремонт цилиндра подъема кузова КамАЗ 5511 существенно упрощался за счет унификации деталей и узлов.

Тормозная система

Основная (рабочая) тормозная система КамАЗ работала в сочетании с тремя дополнительными, функционирующими автономно:

  • вспомогательная;
  • стояночная;
  • приводная;
  • запасная.

За управление двухконтурными рабочими тормозами отвечала специальная пневмосистема, запускаемая с помощью педали и действующая отдельно для переднего моста и задней тележки. Если возникали неполадки, например, выходил из строя барабан тормозной КамАЗ 5511, посредством рычага активировалась действующая только на тележку запасная система, отдельным компонентом которой являлась стояночная тормозная система. Вспомогательная система обеспечивала разгрузку и охлаждение основной тормозной системы. Она использовала находящийся в выпускном устройстве газодинамический механизм, перекрывающий подачу топлива, в результате чего самосвал начинал плавно тормозить. Кроме того, КамАЗ-5511 был оснащен приводом аварийного снятия машины с тормозов.

Один из первых самосвалов СССР вышел довольно удачным, что подтверждается многолетним сроком производства данной модели. Выпуск автомобиля продолжался даже после официального прекращения производства, состоявшегося в 1990 г.

Завод продолжал выпускать различные модификации, включая вышедший в 1998 г. КамАЗ 55111, производившийся до 2011 г.