Кран манипулятор UNIC: серии и технические характеристики

Наклонился или упал манипулятор: как избежать опрокидывания КМУ при подъеме груза

С ситуацией, когда манипулятор наклонился при подъеме груза, сталкивается наверняка каждый машинист. Почему это происходит? Как исправить ситуацию? Что сделать, если манипулятор упал, и как этого избежать? На эти и другие вопросы дадим ответ в статье.

В этой статье поговорим о двух важных аспектах, касающихся эксплуатации грузоподъемной техники. Это грузоподъемность крана и опрокидывание техники. Причины для возникновения внештатных ситуаций, как правило, кроются в грубом нарушении техники безопасности при работе с крановым оборудованием. Рассмотрим возможное развитие событий на примере такой машины, как манипулятор.

Значительный показатель грузоподъемности обеспечивается за счет собственного веса машины. Установка на базе манипулятора тяжелых противовесов придает ей дополнительную устойчивость. Но это совсем не значит, что, взяв КМУ средней грузоподъемности, можно сэкономить за счет превышения допустимых норм.

Нередки случаи, когда исполнители сталкиваются со стремлением заказчика использовать манипулятор для перемещения грузов с несколько большей массой, чем штатная грузоподъемность. Обычно это мотивируют запасом прочности, установленным производителем.

Действительно, на заводах по производству КМУ выходной контроль грузоподъемности осуществляется с люфтом + 25 % к заявленным цифрам. Но нужно понимать, что испытания производятся в условиях цеха, вне природных и почвенных факторов, на абсолютно новой технике, причем в состоянии покоя.

Кроме того, следует понимать, что допустимый вес груза обозначен с учетом массы самого подъемного оборудования. Поэтому КМУ, которому разрешено поднимать 5 тонн, реально поднимает 6, с учетом гуська, части стрелы и т.д. В процессе работы определяется реальная грузоподъемность манипулятора при разных вариантах вылета стрелы. Чем выше ее подъем и чем больше вылет, тем меньше будет вес груза, который кран безболезненно сможет поднять. Разумеется, превышение допустимого предела грузоподъемности – одна из главных причин, по которой манипулятор наклонился или упал.

Основные причины опрокидывания

Грузоподъемность не соответствует заявленной.

Чтобы манипулятор наклонился или упал, может хватить даже небольшого превышения грузоподъемности. А если незначительное увеличение допустимой массы груза накладывается на перечисленные далее факторы, это может стать причиной опрокидывания КМУ.

  • Скорость ветра на площадке не соответствует рабочим условиям техники.

Обычно о сильных ветрах предупреждают через специальные службы, но, если предупреждение не объявлено, за повышенной скоростью потоков воздуха нужно следить на месте работ. Часто сильные и резкие порывы ветра могут стать причиной того, что манипулятор упал или наклонился.

  • Не установлены или установлены неправильно выносные опоры.

Это самая распространенная причина, по которой манипулятор может опрокинуться или наклониться. Площадка под автокраном не организована должным образом: заметны провалы, под автокраном грунт ощутимо просел.

Все расчеты, необходимые для того, чтобы правильно определить – какой КМУ нужен на объекте, каким образом решить вопрос универсально, чтобы использовать его на разных участках, — должны быть сделаны перед заключением договора аренды на технику. Тогда она отработает эффективно и с высоким КПД.

Ранее мы писали о технике безопасности при работе крана-манипулятора.